Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра поликлинической педиатрии с курсом пропедевтики детских болезней
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам 70-й Юбилейной итоговой научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г. Томск, 16-18 мая 2011 г.), под ред. В. В. Новицкого, Л. М. Огородовой. − Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2011. − 430 с.
Актуальность: проблема адаптации первоклассников остается актуальной в профилактической педиатрии. Известно, что повышенная учебная нагрузка у многих детей приводит к нарушению эмоционально-поведенческих реакций в условиях обучения в школах «нового» типа (гимназии, лицеи) [1].
Цель исследования: изучить эмоционально-психологический профиль первоклассников в процессе адаптации к обучению в зависимости от типа учебного заведения.
Материалы и методы: проведено анкетирование родителей 118 первоклассников г. Томска, из них 76 гимназистов (основная группа) и 42 ученика общеобразовательной школы (группа сравнения). Анкетирование проводилось с использованием «Шкалы для оценки эмоционального профиля первоклассников в школе» [2] дважды: в начале и в конце учебного года. Статистическая обработка проводилась с использованием пакета программ STATISTICA (v6.0) для WINDOWS.
Результаты: анализ полученных данных показал, что в начале учебного года среди детей-гимназистов благоприятное течение адаптации наблюдалось у 79,3%, условно-благоприятное – у 20,7% первоклассников. В группе сравнения благоприятное течение адаптации отмечалось у 82,1%, условно-благоприятное – у 17,9% детей. Неблагоприятный вариант течения адаптации не зарегистрирован ни в одном случае.
Изучая структуру эмоционально-поведенческих расстройств среди первоклассников в начале обучения наибольшие отклонения были выявлены в следующих категориях: «Познавательная деятельность», «Дисциплина», «Реакции агрессии и гнева», «Общее самочувствие». Сравнительный анализ между учащимися гимназии и школьниками показал, что в основной группе в начале года отмечались более высокий интерес к занятиям, усидчивость, старательность, исполнительность о чем свидетельствовали статистически значимые отличия в категориях «Познавательная деятельность» (р<0,043) и «Дисциплина» (р<0,002). Учащиеся гимназии отличались от школьников отсутствием гнева, умением все решить мирно, не унижая своего достоинства (р<0,002).
Положительный баланс эмоционально-поведенческих реакций (общая сумма баллов от +67 до +86) означает, что ребенок полностью адаптирован к учебному процессу и не имеет эмоционально-поведенческих отклонений. При сравнении данного показателя между группами в начале обучения статистически значимых различий выявлено не было (40,4% и 40,9% среди гимназистов и школьников, соответственно).
В конце обучения (апрель-май) благоприятный тип адаптации определялся у 54,2% гимназистов, условно-благоприятный – у 41,7% детей, неблагоприятный тип – у 4,1% учащихся. Среди первоклассников общеобразовательной школы адаптация протекала более успешно. Так, благоприятный тип адаптации определялся у 95% детей, условно-благоприятный – у 5%, неблагоприятный тип адаптации не зарегистрирован.
В конце учебного года в структуре эмоционально-поведенческого профиля у детей основной группы относительно группы сравнения наблюдались: изредка сниженное настроение («Депрессия», р<0,046), нарушения дисциплины из-за несобранности («Дисциплина», р<0,041), проявления рабочей усталости («Общее самочувствие», р<0,008). Также у гимназистов выявлено резкое снижение интереса к учебе (по сравнению с началом года, р<0,005), дети не проявляли признаков агрессии и гнева из-за наличия легкой приходящей депрессии (р<0,002).
Существенные различия наблюдались в исследуемых группах при сравнительном анализе числа детей с положительным балансом эмоционально-поведенческих реакций: среди гимназистов в конце учебного года выявлено всего 25% детей, успешно адаптировавшихся к учебному процессу, тогда как среди школьников их число осталось прежним (40%).
Выводы: таким образом, в начале учебного года большая часть первоклассников обеих групп имела благоприятное течение адаптации. Высокие показатели среди гимназистов в категориях «Познавательная деятельность» и «Дисциплина» могут быть обусловлены большей мотивацией, оптимальным уровнем подготовки к обучению в школах «нового типа». Результаты изучения шкалы эмоционального профиля первоклассников в конце учебного года свидетельствуют о существенных нарушениях течения адаптационного процесса среди учащихся гимназии. В связи с повышенными учебными нагрузками, не соответствующими физиологическим возможностям ребенка, падает интерес детей к учебе, дисциплина, чаще наблюдается сниженное настроение, проявления усталости.
Полученные данные указывают на необходимость оптимизации учебного процесса в гимназиях и организации медико-педагогического и психологического сопровождения учащихся в течение первого года обучения.
Список литературы:
1. Баранов А. А., Кучма В.Р., Сухарева Л. М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей. – М. : ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 432 с.
2. Здоровье в образовательных учреждениях. Организация и контроль / Под ред. М.Ф. Рзянкиной, В.Г. Молочного. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 376 с.
|