Сибирский государственный медицинский университет (г. Томск)
Эта работа опубликована в сборнике "Науки о человеке": материалы VI конгресса молодых ученых и специалистов / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск: СибГМУ. – 2005. – 120 с.
Скачать сборник целиком
Обучающие компьютерные программы используются в образовании более 30 лет. Неослабевающий интерес к ним обусловлен многими факторами, в том числе растущими мультимедийными возможностями компьютера - введением графики, анимации, аудио- и видеоинформации, что должно способствовать лучшему усвоению материала. В связи с этим, представляет интерес изучение физиологических эффектов взаимодействия пользователя с электронным учебником, связанных со значительной информационной нагрузкой.
Методы. В исследовании участвовали студенты лечебных факультетов в возрасте 17-20 лет, которые образовали две группы: в первую - контрольную вошли 33 человека, занятия у которых проходили по обычному плану, во вторую - 44 человека. В учебный план занятий второй группы была включена часовая работа с электронным учебником. В обеих группах перед началом указанного временного интервала и по истечении его проводилась регистрация изучаемых параметров.
Для изучения особенностей регуляции использовался метод вариационной пульсометрии по Р. М. Баевскому (определение параметров моды (Мо), вариационного размаха (dX), амплитуды моды (АМо), индекса напряжения регуляторных систем (ИН)). Для исследования особенностей психофизиологического состояния применялись методики определения латентного периода простой зрительно-моторной реакции (ЗМР), определения реакции на движущийся объект (РДО) [2]. Полученные данные обрабатывались с помощью T-критерия Уил-коксона и U-критерия Манна-Уитни.
Результаты. Каждая из исследуемых групп студентов была разбита на три подгруппы в зависимости от исходных значений показателя ИН: с ваготоническим типом ИН (до 30 ед), нормотоники (30-120 ед), симпатикотоники и сверхсимпатикотоники (свыше 121 ед) [3]. Рассматривая каждую из этих групп по отдельности, мы исходили из посылки, что изменения биологических показателей могут иметь различную направленность в зависимости от исходной величины показателей [2]. В группе нормотоников у девушек возрастали значения Мо (p<0,01), dX (p<0,05), уменьшался показатель ИН (p<0,05). Аналогичные изменения показателей - увеличение Мо и снижение ИН - происходили и у юношей, однако dX в данном случае не изменялся (таблица).
|
Исследуемая группа |
Контрольная группа |
|
Девушки |
Юноши |
Девушки |
Юноши |
Мо1 |
0,84 (0,80; 0,88) |
0,83 (0,80; 0,91) |
0,83 (0,78; 0,87) |
0,86 (0,82; 0,90) |
Мо2 |
0,93 (0,90; 0,96) |
0,96 (0,86; 1,12) |
0,85 (0,82; 0,89) |
0,86 (0,84; 0,96) |
dX1 |
0,18 (0,15; 0,25) |
0,21 (0,16; 0,23) |
0,22 (0,19; 0,25) |
0,19 (0,18; 0,19) |
dX2 |
0,28 (0,23; 0,37) |
0,23 (0,19; 0,28) |
0,21 (0,17; 0,23) |
0,20 (0,17; 0,23) |
ИН1 |
54 (41;80) |
51 (40; 77) |
53,5 (35,5; 71,5) |
57 (53; 59) |
ИН2 |
30 (20;49) |
42 (39; 52) |
49 (40; 60) |
69 (47;91) |
Примечания: Мо1, dX1, ИН1 - фоновые значения медиан показателей; Мо2, dX2, ИН2 - значения медиан показателей по прошествии часового интервала.
Отмеченные сдвиги свидетельствуют о снижении тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы (уменьшение ИН), которое сопровождается снижением активности гуморального звена регуляции (Мо), а также увеличением активности парасимпатического отдела (dX). Кроме того, у лиц с нормотоническим типом ИН после часовых занятий с компьютерным учебником увеличивалась продолжительность латентного периода простой зрительно-моторной реакции (p<0,01, прирост на 23% (девушки) и 21,5% (юноши)) и число за-паздывательных реакций при исследовании реакции на движущийся объект (прирост на 25% у девушек и на 21% у юношей).
В группе с ваготоническим типом регуляции значительно менее выраженные изменения. В группе юношей увеличивается только показатель Мо (p<0,01), значение медианы Мо: 0,88 (0,84; 0,96) - перед началом работы и 1,08 (0,94; 1,12) - после часовой работы с электронным учебником. У девушек наблюдается тенденция к возрастанию Мо, однако различия не являются достоверными. Для зрительно-моторной реакции и реакции на движущийся объект достоверные различия отсутствуют.
Группа симпатикотоников оказалась малочисленной, и деление по половому признаку не производилось. Здесь также имеется тенденция к снижению показателя ИН, а также АМо.
Заключение. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что изменениям вегетативной регуляции сердечного ритма в процессе работы с электронным учебником наиболее подвержены девушки из группы с исходно нормотоническим типом ИН. В группе с нор-мотоническим ИН наблюдается наибольшая вариабельность параметров вегетативной регуляции сердечного ритма, а также психофизиологических показателей (РДО, ЗМР). Таким образом, выраженность изменений зависит от исходного вегетативного тонуса и от половой принадлежности исследуемого.
Литература:
1. Влияние и учёт периодических изменений в нехронобиологических исследованиях / Д. В. Загулова, В. Н. Васильев, М. А. Медведев и др. // Бюлл. СО РАМН. 2003. - Т. 14. - № 1. - С. 29-32.
2. Загрядский В. П. Методы исследования в физиологии труда / В. П. Загрядский, З. К. Сулимо-Самуйлло. - Л., 1976. - 5с.
3. Ноздрачёв А. Д. Современные способы оценки функционального состояния автономной (вегетативной) нервной системы / А. Д. Нозд-рачёв, Ю. В. Щербатых // Физиология человека. - 2001. - Т. 27. - № 6. - С. 95-101.
|