|
Краевая детская клиническая больница, г. Ставрополь
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (20 мб)
В настоящее время, так же как и ранее, отмечается достаточно высокий уровень детского травматизма, в т. ч. тяжелых черепно – мозговых травм вследствие различных несчастных случаев. Изменения психики в результате ЧМТ считаются наиболее драматичными, т.к. они сложно поддаются медикаментозной коррекции в результате нарушений структуры мозгового вещества и грубых функциональных сбоев.
Психологические последствия ЧМТ - выраженные нарушения высших психических функций, приводящие к интеллектуальному снижению (формирование вторичной задержки развития), трудности межличностных отношений, зачастую оказываются причиной социальной дезадаптации.
К сожалению, в большинстве случаев, с больными, получившими ЧМТ, не проводится психокоррекционная работа с клиническим психологом, а проводится только медикаментозное лечение, далеко не всегда приводящее к восстановлению утраченных функций. Необходимо отметить, что применяя стандартные психокоррекционные мероприятия для коррекции психологических последствий тяжелых ЧМТ, не удается добиться максимально возможной компенсации дефекта. В этом плане трудно переоценить возможности нейропсихологической коррекции.
К клиническому психологу Краевой детской консультативной поликлиники в 2004 г. обратились родители пациентки Д. с просьбой о психологической консультации и возможных коррекционных занятиях. Пациентка Д. 17 лет, перенесла тяжелую черепно – мозговую травму в 2002 г. с последующим развитием симптоматической эпилепсии и выраженными нарушениями когнитивных функций: посттравматической афазией, амнезией, алексией, аграфией, нарушением пространственных представлений, выраженным нарушением координации движений, выраженным нарушением мелкой моторики рук. Пациентка Д. проходила курс оперативного лечения и реабилитации, вследствие которого произошла частичная компенсация психического дефекта: частично восстановились память, письмо и речь (с выраженным нарушением фонематического слуха, с выраженной эхолалией, амнестической афазией), частично восстановились номинативная функция мышления и основные мыслительные процессы; с выраженным нарушением остались пространственные представления, ориентировка право – лево, координация движений, мелкая моторика рук. В последующие 1,5 года после оперативного лечения и реабилитации, пациентка Д. получала противосудорожную терапию. Психокоррекционных мероприятий с ней не проводилось и отмеченные нарушения оставались выраженными.
С 2004 г. с пациенткой Д. начали проводиться психокоррекционные занятия с применением нейропсихологических коррекционных методик. В период 2004 – 2006 г. была восстановлена связная речь, удалось полностью избавиться от проявлений амнестической афазии, эхолалии, при сохранении нарушений фонематического слуха; также полностью восстановились письмо и чтение (но с пропусками и заменами букв); восстановились основные мыслительные процессы; также были восстановлены координация движений и мелкая моторика рук. Пространственные представления и ориентировки остались частично нарушенными. Следует отметить, что оставшиеся проявления нарушений высших психических функций в данном клиническом случае носят нестойкий характер и проявляются только в специальном экспериментально – психологическом исследовании. Тем не менее, сохраняющиеся нарушения позволяют разработать дальнейший план коррекционных мероприятий с применением нейропсихологических методик.
Таким образом, для коррекции нарушений высших психических функций при тяжелых черепно – мозговых травмах целесообразно применение нейропсихологической коррекции, позволяющей не заучивать определенный способ действий, а формировать его, опираясь на различные психические процессы.
|