Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра клинической психологии и психотерапии
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 68-й научной итоговой студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 20-22 апреля, 2009 год); под реакцией академика РАМН В.В. Новицкого, член. корр. РАМН Л.М. Огородовой
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,5 мб)
Умственная отсталость является одной из актуальных ведущих проблем. Это объясняется, прежде всего, большой социальной значимостью когнитивных и социальных навыков для адаптации этих пациентов в обществе.
Данное расстройство является тяжким бременем, несущим ограничения в профессиональной сфере и в личной жизни. Как правило, умственная отсталость сопровождается инвалидизацией и причиняет хронический дистресс как самим пациентам, так и их окружению.
В настоящее время накоплен достаточный опыт в проведении реабилитации детей и взрослых с нарушением интеллекта, хотя продолжаются исследования и поиск наиболее подходящих способов психотерапевтического и педагогического вмешательства у данной категории больных. Наиболее важное условие успешной реабилитации умственно отсталых — раннее выявление расстройства, детализация когнитивных и нейропсихологических нарушений, своевременное и поэтапное оказание лечебной и коррекционно-психологической помощи [2]. Помимо этого необходимо идентифицировать совокупность симптомов, нарушенных функций и функционирования в различных сферах жизни (самообслуживание, дома, в школе/на работе, в более широком социальном контексте).
Целью работы было описание совокупности когнитивных, нейропсихологических и поведенческих нарушений у лиц с умственной отсталостью в зависимости от зоны поражения.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи: проанализировать данные нейропсихологического обследования пациентов с умственной отсталостью, дать дифференцированное клиническое описание особенностей мышления, внимание, памяти, речи у пациентов с умственной отсталостью с различной локализацией поражения, выявить цели психотерапевтических и коррекционных вмешательств.
Применялись следующие методы исследования:
1) батарея нейропсихологических тестов; 2) методы анализа поведения (наблюдение, беседа, лист учета детского поведения Ахенбах).
Были обследованы 10 взрослых пациентов в возрасте 19-30 лет (мужчины) и 10 детей обоего пола 12-14 лет. Пациенты были разделены на группы в соответствии с данными нейропсихологического обследования: 1 – пациенты с поражением лобных и височных отделов коры головного мозга , 2 – с поражением лобных и теменно-затылочных отделов, 3 – с поражением лобных и височных отделов левого полушария коры головного мозга.
По данным нашего исследования у 1-й группы пациентов обнаружено преимущественное нарушение следующих когнитивных функций: внимания, памяти и мышления. Нарушения внимания характеризуются элементами полевого поведения (высокая отвлекаемость на посторонние стимулы), снижением объёма внимания, низкой концентрацией и переключаемостью внимания, высокой истощаемостью внимания. Нарушения памяти проявлялись в снижении объема кратковременной и оперативной памяти, особенно кратковременной, не способность немедленно воспроизвести только что прочитанный рассказ, ряд из 5 цифр, отдельные фразы. Обнаружены формальные расстройства мышления: нарушения дедуктивного мышления, выражающиеся в том, что акты мышления были дезорганизованы или формально нелогичны[1]. Нарушения мышления характеризовались не способностью к классификации предметов, к установлению логической связи в сюжетных картинках, к подбору аналогий, противоположных понятий. Абстрактное мышление характеризовалось полной неспособностью понимания смысла пословиц, решения словесных задач на сравнение. Бессвязность мышления, разорванность, персеверация обычно приводит у пациентов с умственной отсталостью к ошибочным, искаженным представлениям о ситуации, нелогичным умозаключениям, что затрудняет их адаптацию в социуме. Данную группу составили 20 % испытуемых.
У 2-й группы пациентов кроме нарушений внимания, памяти и мышления присоединяются нарушения счёта, письма, чтения. У данных больных наблюдаются нарушения зрительно-пространственного, буквенного гнозиса, неспособность оперировать понятиями «над», «под», «выше», «ниже», «справа», слева», что сопровождалось ниже перечисленными нарушениями. Хотя цифровой гнозис был сохранен, нарушения счета проявлялись неспособностью выполнять простые и сложные счетные операции в уме, оценку количества при предъявлении предметов и сравнение количества; нарушения письма характеризуются неспособностью выполнять письмо под диктовку букв, слов, фраз; среди нарушений чтения обнаруживается полная неспособность выполнить чтение слов, чисел, бессмысленных слогов, букв. В данную группу вошли 50 % испытуемых.
У 3-й группы пациентов на первый план выступают нарушения речи, помимо нарушений внимания, памяти и мышления. Отсутствуют дезавтоматизированная речь (счет в обратном порядке, перечисление дней недели в обратном порядке), понимание обращенной речи, содержащей сложные предложения. Речь пациенов – скандированная, по слогам, с нарушениями произношения, бедным словарным запасом. В этой группе были часты неврологические нарушения: спастическая диплегия, двухсторонняя гемипарез, синдром Литтля, хроническое тикозное расстройство и другие. Данную группу составили 30 % испытуемых.
Таким образом, по данным нейропсихологических исследований группа пациентов с умственной отсталостью не является однородной. У них выявлены следующие нейропсихологические синдромы: 1) поражение лобных и височных отделов коры головного мозга, 2) поражение лобных и теменно-затылочных отделов, 3) поражение лобных и височных отделов левого полушария коры головного мозга.
Этим синдромам соответствует разная клиническая картина, складывающаяся из особенностей внимания, мышления, памяти, письма, чтения, счета и речи.
В связи с найденными особенностями и синдромами цели психотерапевтического вмешательства могут быть различными и соответствующим образом обоснованными.
Список литературы:
1. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. – СПб. : Питер, 2003. – 1312 с.
2. Цветкова, Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность / Л. С. Цветкова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : МОДЭК, 2004. – 384 с.
|