Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра поликлинической педиатрии с курсом пропедевтики детских болезней
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 67-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2008 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,2 мб)
Йод-дефицитные заболевания (ЙДЗ) относятся к числу наиболее распространенных неинфекционных заболеваний человека. Более чем для 1 млрд жителей Земли существует повышенный риск недостаточного потребления йода.
Для России медико-социальное значение ЙДЗ обусловлено тем, что практически вся ее территория эндемична по зобу [1].
Следовательно, ЙДЗ и их последствия являются актуальной проблемой в наши дни. Гормональные нарушения, возникающие из-за дефицита йода, не имеют подчас внешне выраженного характера, поэтому йододефицит называют «скрытым голодом». Он может проявляться в виде вялости, слабости, утомляемости, плохого настроения, сниженного аппетита, всевозможных умственных нарушении. У детей грудного и раннего возраста недостаток йода приводит к длительному сохранению симптомов перинатальной энцефалопатии, частым респираторным инфекциям, задержке роста и иммунопатологическим состояниям [2, 4].
Особенно от «скрытого голода» страдают школьники. Они начинают хуже учиться, теряют интерес к познавательным играм, происходит снижение психомоторного развития, нарушается координация движений, снижается вербальный коэффициент IQ. [3] По данным профессора Щеплягиной Л. А., частота умственных расстройств у детей в последние 5 лет выросла на 20% [5].
Целью нашего исследования явилось:
Изучить влияние продуктов морского происхождения (рыба, морская капуста, кальмары, икра и др.) в питании школьников на их успеваемость.
Оценить взаимосвязь между длительностью курса йод-содержащих препаратов (йодомарин, йодактив, йодбаланс) и уровнем интеллекта школьников.
Выявить частоту заболеваемости детей при употреблении йод-содержащих препаратов.
Работа проводилась среди 244 учеников средней образовательной школы № 12, г. Томска различных возрастных групп: начальные классы – дети 7-9 лет (83 человека); учащиеся 4-7 классов – 10-13 лет (76 человек);старшеклассники – 15-16 лет (85 человек).
Методы исследования: анкетирование, оценка уровня успеваемости и заболеваемости школьников, тест Амтхауэра по определению уровня словесно – логического мышления и тест на определение техники чтения Б. Зайцева (для начальных классов); начиная с 7 класса проводился школьный тест уровня развития (ШТУР), разработанный учеными НИИ АПН СССР по направлениям: «осведомленность», «аналогии», «классификации», «обобщения», «числовые ряды», кроме того была проведена оценка внимания по методике Мюнстенберга.
Результаты исследования показали, что употребляют в пищу продукты морского происхождения и йодированную соль 73% обучающихся. Среди данного контингента детей, учащихся с высокими показателями успеваемости – «отличников» - 9%; «хорошистов» - 17%; остальные 47% имели преимущественно удовлетворительные оценки. При этом, в группе детей, не употреблявших в пищу продуктов морского происхождения, показатели успеваемости были несколько ниже.
Всего 42% детей принимало йод-содержащие препараты, из них учащихся начальной школы – 12%; средней – 16%; старшеклассников – 14%. Закономерно было, что чем дольше проводилась профилактика йод-содержащими препаратами, тем выше становился уровень IQ. Так среди учеников, принимающих йод-содержащие препараты в течение 6 мес. и более(24%), успеваемость повысилась в среднем на 1,5 балла, в отличие от принимавших препараты в течение 1-2 мес., у них изменений когнитивных функций практически не наблюдалось.
Кроме того, на фоне приема препаратов у 24% снизилась частота заболеваемости, уменьшилось количество пропусков занятий.
Таким образом, проведенные нами исследования показали, что йод-содержащие продукты употребляет большая часть обследованных детей. Профилактика ЙДЗ, по мнению эндокринологов, должна проводиться всем без исключения учащимся, в то время как по нашим данным препараты йода получали лишь 42% учеников.
Выводы:
Число детей, употребляющих продукты морского происхождения и йодированную соль, составляет 73%.
Выявлена взаимосвязь между употреблением в пищу йодированной соли и морепродуктов с когнитивными функциями и состоянием здоровья школьников.
Дети, принимавшие йод-содержащие препараты в течение 6 месяцев и дольше, имели более высокие показатали уровня интеллекта (IQ).
Список литературы:
1. Consilium Medicum / Л. А. Щеплягина, Д. С. Надеждин, П. И. Храмцов // Педиатрия. – 2005. – Т. 7, № 1. – С. 25 - 28
2. Беременность и заболевания щитовидной железы: эндокринологические, акушерские и перинатальные аспекты: (пособие для врачей) / Под ред. В. И. Краснопольского. – М. : Медицина, 2005. – 47с.
3. Трошина, Е. А. Алгоритмы профилактики и лечения йододефицитных заболеваний. / Е. А. Трошина. – М. : Медицина, 2005. – 4 с.
4. Кравец, Е. Б. Клинические лекции по детской эндокринологии / Е. Б. Кравец. – Томск : СибГМУ, 2007. – 125 с.
5. Нагаева, Т. А. Основы превентивной педиатрии. Учебное пособие для студентов педиатрического факультета / Т. А. Нагаева, Л. М. Огородова, Е. Б. Кравец и др. – Томск : Печатная мануфактура, 2007. – 272с.
|