Балашовский филиал Саратовского Государственного университета им. Н.Г. Чернышевского
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 2), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Вхождение ребенка в пространство социально - психологических взаимодействий предполагает формирование системы ценностно - нормативных отношений к окружающей действительности, выработку способов эффективного поведения. Исследование данного вопроса нашло отражение в рамках научно-исследовательского проекта «Влияние самопринятия детей, проживающих в условиях заведений интернатного типа, на успешность социально психологических взаимодействий», осуществляемого при финансовой поддержке РГНФ (проект № 05-06-06242а).
Целостная система индивидуальных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной реальности выражает личный опыт субъекта взаимодействий и внутренне определяет его действия и переживания (В.Н.Мясищев,1998). Ребенок, соприкасаясь с окружающей действительностью, оценивает структуру социальных взаимодействий, опираясь на сформированный эталон взаимоотношений в системе собственного опыта личности. (В.Р. Цылев, 2001). Дети, попадающие в условия заведений интернатного типа, чаще всего, не имеют четко сформированных представлений о нормативных взаимоотношениях с окружающим миром. Таким образом, в последствии в системе представлений личности о нормативных требованиях общества возникают различные сбои в процессе целеполагания, формирующие ложные умозаключения подростка.
На наш взгляд, процесс формирования системы представлений о мире подростков, воспитывающихся в системе ЗИТ, будет осложнен наличием противоречивой схемы первичных ценностных ориентации. Для построения эффективных стратегий социально – психологического взаимодействия и оптимальной реализации себя как субъекта значимых общественных отношений необходимо подростку принять окружающий мир таким, каков он есть. Успешность процесса выработки устойчивого, осознанного отношения к реальной действительности, зависит от степени готовности подростков принять новые условия жизни, транслируемые системой воспитания и образования в структуре учреждений интернатного типа.