Красноярская государственная медицинская академия Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 5), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника Сохранение здоровья детей – главная забота семьи и общества. Эта задача особенно важна в неблагоприятных условиях крупных промышленных центров. Решение проблем, обеспечивающих оздоровление населения должно начинаться с диагностики здоровья, его количества и качества. И в тоже время оценка уровня здоровья человека по отдельным, пусть даже информативным показателям, не дает целостного представления. С одной стороны, необходима интеграция отдельных показателей с целью получения суммарного количественного показателя (индекса) здоровья. В настоящее время предлагается большое количество методов для количественной оценки уровня индивидуального здоровья [1]. С другой стороны, особый интерес вызывает проблема подходов в определении нормы крови применительно к изучению адаптации, которая отражает степень динамического равновесия организма со средой обитания [2, 5, 9]. Существует концепция возможности использования показателей лейкограммы в качестве индикатора адаптационных реакций организма [4, 6]. Для дальнейшего развития подходов к оздоровлению, адаптационных возможностей, оценке здоровья и понимания его сути принципиально представление о многомерности здоровья. Попытки оценить здоровье на основании одномерной и даже двумерной моделей не могут претендовать на достаточную глубину и надежность. Более адекватна и практична трехмерная модель здоровья (В.П. Куликов, 1999; 2000), где наряду с континуумом количественных проявлений здоровья (продолжительность жизни, энергетический потенциал, адаптивные возможности, резистентность, физическое развитие и пр.) и качественных проявлений здоровья (психологическая стрессовоустойчивость, тревожность, удовлетворенность жизнью и пр.) представлена глубинная ось, отражающая поведенческую адаптацию-число степеней свободы поведения, или свобода жизни [7, 8]. Цель нашего исследования-провести количественную оценку индивидуального здоровья и установить состояние резистентности организма младших школьников города Красноярска. Всего обследовано 513 школьников, не имеющих жалоб на здоровье, из них 240 мальчиков и 273 девочки, учащихся 2-х, 3-х классов. У всех детей в анамнезе отсутствовала хроническая патология и острые заболевания в течение месяца до исследования, все обследуемые школьники относились к 1 и 2 группам здоровья. Первая группа здоровья включала детей, не болеющих или болеющих не более 4-х раз в год острыми заболеваниями, вторую группу здоровья составили дети, часто болеющие ОРВИ. У всех детей определялись: частота сердечных сокращений (ЧСС), систолическое и диастолическое артериальное давление (САД, ДАД), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила кисти; проводилась велоэргометрия и кардиоинтервалография (на диагностическом комплексе «ВАЛЕНТА»), проба Штанге (проба с задержкой дыхания на вдохе), проба Руфье (время восстановления частоты сердечных сокращений после выполнения дозированной физической нагрузки). Полученные данные обрабатывались с помощью компьютерной программы «ХЕЛМИ–тест 7-10лет» и выдавались в виде заключений по индексу сантивности (потенциал здоровья, определяющий его вероятностное количество и качество) и пативности (вероятность болезни, ограничение жизнестойкости). Оценка адаптационных реакций, состояния уровня резистентности организма проводилась по данным лейкограммы периферической крови [6], адаптированной к применению в педиатрической практике [3]. Выделялись 26 типов адаптационных реакций, объединенных в круги функционирования организма. В таких циклических моделях каждой адаптационной реакции соответствует определенный ранг напряженности (всего 9 рангов), при этом, связь ранга с резистентностью организма обратная. Все девять рангов группировались в четыре уровня резистентности: - с 1 по 4 ранги - «хороший» уровень, с 5 по 6 ранги - «сниженный» уровень, 7 ранг - «низкий», с 8 по 9 ранги - «очень низкий». Получены следующие результаты. Данные физического развития обследованных детей находились в пределах возрастных региональных норм. Однако среди всех обследованных достаточно высокий процент детей характеризовался низким уровнем резистентности. При этом у мальчиков депрессия показателей функционирования организма была по нашим данным, выражена в значимо большем проценте случаев (табл.1).
Таблица 1. Распределение уровня функционирования организма у мальчиков и девочек г. Красноярска Уровень функционирования | Мальчики | Девочки | Хороший (1-4 ранг) | 28% | 39,1% | Сниженный (5-6 ранг) | 2,8% | 4,5% | Низкий и очень низкий (7-8 ранг) | 69,2% | 56,4% | При анализе интегративного показателя здоровья, установлено: обследованные дети имеют в среднем показатель сантивности не превышающий 60%. Это говорит о том, что дети в исследуемой когорте имеют не высокие резервы здоровья, а, следовательно, достаточно высокий риск развития заболеваний. По всей вероятности, низкий уровень функционирования систем организма (доминирование 7-8 рангов), является одним из факторов, ограничивающих адаптивные возможности и обусловливает депрессию показателя сантивности в исследуемой группе (табл. 2). Таблица 2. Показатели сантивности и пативности младших школьников г. Красноярска. | Мальчики | Девочки | ПОК. ПАТИВНОСТИ(%) | 44%±0,3 | 43%±0,2 | ПОК. САНТИВНОСТИ(%) | 56%±0,3 | 57%±0,2 | Таким образом, проведенное исследование и сопоставление данных физического здоровья, анализа резистентности и индекса сантивности выявило, что показатели физического развития детей не всегда указывают на достаточный уровень здоровья и адаптивные возможности организма к нагрузкам. Опыт применения нами системы комплексной оценки здоровья по индексам сантивности и пативности, показал, во-первых, достаточно высокую информативность такого подхода, а во-вторых, его использование позволило существенно индивидуализировать профилактические и развивающие мероприятия в детских коллективах. ЛИТЕРАТУРА: 1. Безматерных Л. Э., Куликов В. П. Диагностическая эффективность методов количественной оценки индивидуального здоровья // Физиология человека. – 1998. – Т.24, №3. С. 79-85. 2. Власов В.В. Реакция организма на внешние воздействия. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та , 1994.-344 с. 3. Выборова С.А. Адаптационные реакции в оценке состояния здоровья детей школьного возраста: Автореф. дисс… канд. мед. наук. – Красноярск, 2003. – 22 с. 4. Гаркави Л.Х., Квакина Е.И., Уколова М.А. Адаптационные реакции и резистентность организма. – Ростов н/Д.,1977. – 112 с. 5. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. – Новосибирск, 1980. – 198 с. 6. Копанев В.А., Коваленко Л.Г., Герасимов Е.А. Использование лейкоцитарной формулы крови при оценке резистентности организма: Пособие для врачей. – Новосибирск , 1999 . – 13с. 7. Куликов В.П. Трехмерная модель здоровья. Сантивность и пативность //Валеология. – 2000. - №1. – С.15-21. 8. Куликов В.П., Безматерных Л.Э., Козлов С.Д. Программный комплекс количественной диагностики здоровья «Хелми-тест-7-10лет». ООО «Байт-Софт», Барнаул, 2000. 9. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. – М.: Медицина, 1986. – 256 с.
|