|
Новосибирская Государственная Медицинская Академия, г. Новосибирск
Эта работа опубликована в сборнике "НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ" – Сборник статей молодых ученых и специалистов / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск. - СГМУ. – 2003. – 268 с.
Скачать сборник целиком
Из четырех подвидов возраста (биологического, хронологического, психологического, социального) категория «психологический возраст» является наименее изученной. Вместе с тем она представляет большой интерес, поскольку напрямую связана с такими понятиями, как самосознание, возрастная идентичность, психическое здоровье личности [1].
Очевидно, что человек оценивает себя моложе или старше своего возраста, исходя не только из произвольного желания видеть себя в наиболее привлекательном возрасте. Существует ряд объективных и субъективных факторов, которые влияют на осознание своего психологического возраста [2], [3]. Предположительно, одним из таких факторов является порядок рождения ребенка в семье.
Целью настоящей работы явилось выявление и анализ взаимосвязи психологического возраста человека и порядка его рождения в семье. Использовались проективные методики «Дерево», «Несуществующее животное», восьмицветный тест Люшера, тест «Смысложизненных ориентаций» и анкетирование.
В исследовании приняло участие 48 мужчин и женщин в возрасте от 18 до 62 лет с высшим и неоконченным высшим медицинским образованием. Были получены следующие результаты: 25 % испытуемых имеют завышенный психологический возраст, 35,4 % - заниженный. У 39,6 % испытуемых адекватный психологический возраст. Среди лиц с завышенным психологическим возрастом преобладают младшие, чаще вторые дети, среди лиц с заниженным - старшие и единственные. В подгруппе лиц с адекватным психологическим возрастом такой зависимости не выявлено; здесь почти в равном количестве присутствуют единственные, младшие и старшие дети. Корреляции со средним ребенком также не выявлено - в современных семьях обычно рождается не более двух детей.
Также были выявлены половозрастные особенности восприятия испытуемыми своего психологического возраста. Показатели возраста завышают, как правило, люди, возраст которых не превышает 29 лет. Занижают возрастные показатели люди старшего возраста (им от 37 лет и больше) и юные инфантильные 18 - 19-летние девушки. Подгруппу адекватной оценки составили и молодые люди, и люди старшего возраста. Наиболее тревожными оказались лица с заниженным психологическим возрастом. Причем в этой подгруппе люди старшего возраста менее тревожны, чем молодежь. В то же время у них самые высокие показатели осмысленности жизни. В отношении взрослых испытуемых можно говорить о «молодости души» при наличии зрелой позиции и ясных жизненных целей. Самые низкие показатели осмысленности жизни у людей с адекватным психологическим возрастом.
Мужчины, в большинстве своем, показывают завышенный и адекватный психологический возраст. У женщин после 46 лет прослеживается яркая тенденция к занижению своего психологического возраста.
Для дальнейшего исследования в этой области представляются интересными вопросы адаптивности населения с разным психологическим возрастом, вопросы инфантилизации и преждевременного старения.
Литература:
1. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности.// Мир психологии, 1999, № 3. С. 141.
2. Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности.// Психологический журнал, 1983, № 5. С.57 - 65.
3. Толстых А.В. Возрасты жизни. - М.: «Молодая гвардия», 1988.
|