Омский Государственный Технический Университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Химическая промышленность Омска, как и вся промышленность России, длительное время переживала глубокий кризис. Однако уже несколько лет в этой отрасли наметились и крепнут положительные тенденции. Это касается в той или иной степени всех химических производств города и нефтеперерабатывающего завода, и завода пластмасс, и завода синтетического каучука, и омского шинного завода.
В современный период реформирования промышленности в России, повышается требования к качественным показателям профессиональной подготовки рабочих.
Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» установлено, что органы государственной власти при участии физкультурно-спортивных, профсоюзных, молодежных и иных организаций должны разрабатывать программы, в которых предусматривается вовлечение граждан в систематические занятия физической культурой, обязательное внедрение в систему научной организации труда и отдыха каждого трудового коллектива производственной гимнастики, послетрудовой реабилитации (ст. 13, п. 1.2). Одной из задач этих программ является обеспечение соответствующей возрастным особенностям работающих физическую и функциональную подготовленность, необходимую для профилактики профессиональных заболеваний, сохранения здоровья и выполнение трудовых функций.
Следует отметить, что в последнее время проблеме профессионально-прикладной физической подготовки уделяется большое внимание, проблеме во многом не новой, но по-прежнему чрезвычайно актуальной.
Анализ научно-методической литературы показал, что имеется большое количество материала по теоретическому обоснованию и практическому применению средств физической подготовки и спорта по формированию профессионально важных качеств будущих специалистов, то есть студентов (Байков В. П., 2000, Булавкина Т. А., 1997, Веселов В. И., 2002, Ежков В. С., 2003, Жидких В. П., 2000, Кондрашов А. А., 2003). Также существуют работы по теоретическому обоснованию профессионально-прикладной физической подготовке (Загорский Б. И., 1986, Полянский В. П., 1999, Романенко В. А., 1994, Фурманов А. Г., 1992, Чичикин В. Т., 1995). Конечно, имеются работы, исследующие непосредственно специалистов, но авторы уделяют внимание в основном инженерным специальностям, рабочие профессии, что в наше время весьма актуально, мало изучены.
На наш взгляд, авторы многочисленных исследований достаточно полно анализируют только один вид производственной физической культуры – производственную гимнастику (Л. А. Нифонтова, 1969, Л. К. Тропинина, 2004, Раевский, 1969, Н. В. Решетников, 1964, Мацкевич М. В., 1977, В. П. Жидких, 2000). Другие виды производственной физической культуры, такие как послетрудовая реабилитация (Т. В. Васильева, 1989, В.Н. Азаренков, А. П. Кобзева, Н. М, Кобзев, 1990) и профилактика профессиональных заболеваний (Ж. Д. Бессмертная, 1990, П. Н. Колбасин, 1990, Романенко В. А, 1994) мало изучены и описаны односторонне, без комплексного подхода с учетом характера, организации и особенностей труда.
Несмотря на принимаемые меры, проблема подготовки человека к труду и сохранение его трудового потенциала далеко нерешена. В связи с этим особое значение приобретают дальнейшее научное обоснование, разработка и совершенствование профессионально прикладной физической подготовки.
Для эффективного решения задач современного производства перед физкультурным движением возникают новые задачи, связанные с необходимостью не только расширения сферы благотворного влияния занятий физическими упражнениями, но и использования тех элементов спортивной деятельности, которые имеют место в трудовой. Особенно тогда, когда необходимо воспринимать и перерабатывать информацию, поступающую одновременно по разным каналам, принимать решения и творчески решать новые задачи.
Мы предлагаем включать элементы спортивного ориентирования в комплекс профессионально-прикладной физической подготовки рабочих химической промышленности, что, на наш взгляд, позволит повысить уровень профессионально важных качеств и навыков.
Спортивное ориентирование, являясь одновременно и спортом и физической культурой, как нельзя лучше отвечает потребности любого человека в двигательной активности. Кроме физического развития, идет развитие и совершенствование таких необходимых качеств: логического мышления, общей и зрительной памяти, образного мышления и воображения, чувства времени и расстояния, самостоятельности в принятии решений, развития инициативы и творчества. А умеренные физические нагрузки в сочетании с природными факторами укрепляют здоровье.