Морской Государственный Университет им. адм. Г. И. Невельского
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 5), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Изучение профессиональной деятельности специалистов морского флота является сегодня актуальной проблемой психологической науки и, по мнению современных исследователей, невозможно без учета человеческого фактора. Из статистических данных известно, что до 80% аварий, происходящих с морскими судами, связно не столько с техническими причинами, сколько с человеческим фактором. Именно этим обусловлена актуальность изучения психологических особенностей профессиональной деятельности специалистов, действующих в системе «судно - среда - человек». Анализ литературы показывает, что большинство исследований касаются работы командного состава судна, что, несомненно, связано с лежащей на них ответственностью за членов морского экипажа. При этом стоит отметить, что существует особая категория морских специалистов, от которых зависит безопасность плавания в порту – лоцманы, которым посвящены лишь незначительные исследования. Профессия лоцмана – одна из сложнейших, она связана с организацией профессионального взаимодействия в экстремальных условиях, а так же с риском. К специфическим условиям труда морских лоцманов относятся: особенности местных навигационно-гидрографических условий мореплавания, которые могут создавать опасность для судов; наличие опасных характеристик или состояния судна (ядерная энергетическая установка, аварийное состояние судна и т.д.); перевозка на судне грузов опасных по своей природе (нефть, радиоактивные вещества, опасные или вредные вещества и т.д.). Необходимо отметить, что именно на лоцмана как специалиста ложится такая важная задача, как оказание помощи капитану судна при плавании в незнакомом районе и в сложных условиях.
Приступая к изучению труда лоцмана, был проведен анализ проблемностей, связанных с профессиональной деятельностью этого специалиста. Для этой цели были привлечены как внешние эксперты – представители старшего командного плавсостава судов гражданского морского флота, непосредственно работающие с лоцманами (капитаны, старшие помощники капитана, вахтенные помощники капитана), операторы СУДС (береговой службы управления движениями судов), так и сами лоцманы (97 чел.). Был проведен ряд опросов и анализа нормативных документов. В результате, одной из актуальных проблемностей в профессиональной деятельности лоцмана, определилась проблема изучения особенностей труда лоцмана, а именно анализ основного содержания функциональных обязанностей специалиста.
В ходе проведенного анализа нормативных документов («Кодекс торгового мореплавания», «Устава лоцманской службы», «Госстандарт о требованиях к морским лоцманам, порядку их подготовки и аттестации» и др.) определено, что к специфическим профессиональным задачам лоцманского труда относятся, во-первых, обеспечение безопасности плавания судов, во-вторых, защита морской среды. Также выявлено, что нормативно определенные должностные обязанности и права лоцманов не задают приоритетность исполняемых ими профессиональных функций, а представляют лишь перечень необходимых требований, недостаточных для психологического анализа специфики их труда. Этот факт предопределил необходимость проведения сравнительного анализа профессиональных задач и функциональных обязанностей лоцманов, как с точки зрения самих профессионалов, так и регламентированного нормативными документами. С этой целью была разработана и проведена анкета «Эксперсс-изучение специфики труда лоцмана». В исследовании участвовали лоцманы трех лоцманских служб г. Владивостока в количестве 19 человек (возраст 43-72 года, профессиональный стаж – 2-32 года (средний стаж - 15,3)). Результаты опроса были подвергнуты процедуре обработки методом контент-анализа по К. Шеннону. На основании анкеты были выделены четыре категории, характеризующие назначение должности лоцмана, с точки зрения самих профессионалов:
1. «Судовождение» - энтропия (Н) по К. Шеннону равна 1,875 бит; вклад данной категории в общее разнообразие текста составляет 47%.
2. «Обеспечение безопасности» –1,359 бит; 34%;
3. «Взаимодействие с морскими специалистами» – 0,566 бит; 14%;
4. «Охрана окружающей среды» - 0,218 бит; 5%.
На первом месте стоит категория «Судовождение». Преимущество данной категории над другими показывает то, что лоцманы воспринимают себя, прежде всего судоводителями и к основным своим обязанностям относят «проводку судов» (абсолютная частота t=13; относительная частота p=0,18; разнообразие или неопределенность по К. Шеннону h=0,445 бит), «швартовку судна» (t=9; p=0,12; h=0,367 бит), «отшвартовку» (t=6; p=0,08; h=0,292 бит), «швартовые операции в порту» (t=5; p=0,07; h=0,269 бит).
Второй по значимости и объему выделяется категория «Обеспечение безопасности». К своим основным профессиональным задачам и обязанностям лоцманы относят «безопасное судовождение» (абсолютная частота t=5; относительная частота p=0,07; разнообразие или неопределенность по К. Шеннону h=0,269 бит), «обеспечение безопасной проводки судна» (t=4; p=0,05; h=0,216 бит), «обеспечение безопасной швартовки судна» (t=3; p=0,04; h=0,186 бит), «обеспечение безопасности причала» (t=3; p=0,04; h=0,186 бит), «обеспечение безопасности судна» (t=2; p=0,03; h=0,152 бит), и «охрана человеческой жизни» (t=2; p=0,03; h=0,152 бит). В данной категории прослеживается то, что «безопасность» лоцманы, прежде всего, относят к судоводительским навыкам. Другими словами, понятие «безопасность» употребляется в отношении «судна», «причала», «швартовки» и лишь незначительное место внутри этого понятия отводится «охране человеческой жизни».
Следующей по значимости и объему выделяется категория «Взаимодействие с морскими специалистами». В данной категории выделяются следующие лоцманские задачи и обязанности: «помощь капитанам судов по проводке и швартовке судна» » (t=4; p=0,05; h=0,216 бит), «советчик капитана по проводке и швартовке судов в порту» (t=2; p=0,03; h=0,152 бит), «выходить по заявкам агентов на проводку и швартовку судов» (t=1; p=0,01; h=0,066 бит). Из всех специалистов, с которыми лоцманам приходится работать, они выделяют для себя приоритетность капитана, взаимоотношения с которым строятся в виде помощи и советов по операциям, связанным с проведением судна и швартовыми операциями.
Еще одна категория, выделенная нами – «Охрана окружающей среды», здесь выделяются такие задачи как «предотвращение загрязнения моря» (t=2; p=0,03; h=0,152 бит) и «защита окружающей среды» (t=1; p=0,01; h=0,066 бит).
Таким образом, субъективно лоцманы видят себя судоводителями, обеспечивающими безопасность судна и с этой целью оказывающие в виде советов помощь капитану при проводке и швартовке транспорта. При этом отметим, что, как отмечалось ранее, безопасность воспринимается, прежде всего, как техническая задача судовождения, а не обеспечение безопасности человеческой жизни (членов экипажа, пассажиров и др.) и защиты окружающей среды (моря).
Для получения более четкой и объективной картины о профессиональных задачах и функциональных обязанностях профессии лоцман нами была проанализирована нормативно-правовая документация, регламентирующая работу лоцмана. Документы были предоставлены лоцманскими службами г. Владивостока. Анализ документов проводился по тем же четырем критериям, которые были выделены в результате обработки данных, характеризующих назначение должности лоцмана, с точки зрения самого лоцмана. В результате обработки методом контент-анализа по К. Шеннону были получены следующие данные:
1. «Судовождение» - энтропия (Н) по К. Шеннону равна 3,149 бит; вклад данной категории в общее разнообразие текста составляет 43%;
2. «Взаимодействие с морскими специалистами» – 3,103 бит; 42%;
3. «Обеспечение безопасности» – 0,866 бит; 12%;
4. «Охрана окружающей среды» - 0,245 бит; 3%.
На первом месте по значимости и объему стоит категория «Судовождение». Это говорит о том, что лоцману при проведении операций судозахода и проводки судна изначально отводится роль профессионала-судоводителя, специалиста хорошо и качественно выполняющего следующие основные профессиональные задачи и обязанности: «обеспечить постановку судна на якорь или бочку» (абсолютная частота t=2; относительная частота p=0,01; разнообразие или неопределенность по К. Шеннону h=0,066 бит), «обеспечить съемку судна с якоря или бочки» (t=2; p=0,01; h=0,066 бит), «обеспечить швартовку судна» (t=2; p=0,01; h=0,066 бит), «обеспечить отшвартовку судна» (t=2; p=0,01; h=0,066 бит), «проводить промер глубин» (t=2; p=0,01; h=0,066 бит), «выполнять все законоположения и правила по охране портовых сооружений» (t=2; p=0,01; h=0,066 бит), «принять меры по оказанию помощи при несчастном случае в районе лоцманской проводки» (t=2; p=0,01; h=0,066 бит), «фиксирует место» (t=2; p=0,01; h=0,066 бит), «дать полную информацию» (t=2; p=0,01; h=0,066 бит), «обеспечить перестановку судов в порту» (t=1; p=0,01; h=0,066 бит), «проводить суда в любое время суток» (t=1; p=0,01; h=0,066 бит), «определить осадку» (t=1; p=0,01; h=0,066 бит), «маневрировать» (t=1; p=0,01; h=0,066 бит), «принять решение о постановке судна на якорь» (t=1; p=0,01; h=0,066 бит) и другие.
Второй по значимости и объему выделяется категория «Взаимодействие с морскими специалистами». В нормативных документах прослеживается явный акцент на то, что лоцман должен уметь быстро выстраивать отношения с теми специалистами с которыми ему приходится взаимодействовать выполняя проводку судна и различные швартовые операции. Работа лоцмана на борту судна занимает относительно небольшой промежуток времени – несколько часов. За это время ему важно установить рабочие отношения с капитаном, командой судна, оператором СУДС, командой буксиров. В регламентирующих документах выделились следующие профессиональные задачи и обязанности, связанные с данной категорией: «оказание помощи капитану» (t=5; p=0,03; h=0,152 бит), «является только советчиком капитана» (t=3; p=0,02; h=0,113 бит), «сообщать об аварийных случаях с судами встретившимися на пути» (t=2; p=0,01; h=0,066 бит), «сообщать о всех аварийных случаях с проводимыми судами» (t=2; p=0,01; h=0,066 бит), «сообщать о неисправностях и недостатках» (t=2; p=0,01; h=0,066 бит), «вести переговоры» (t=2; p=0,01; h=0,066 бит), «принять меры по оказанию помощи в случае аварии с судном в районе лоцманской проводки» (t=2; p=0,01; h=0,066 бит), «является представителем государства и порта» (t=1; p=0,01; h=0,066 бит), «обязан запросит дежурного капитана о готовности» (t=1; p=0,01; h=0,066 бит), «должен создавать хорошие рабочие отношения с капитаном» (t=1; p=0,01; h=0,066 бит), «предупреждает буксиры» (t=1; p=0,01; h=0,066 бит), «должен быть готов к прямому управлению судном и буксирами» (t=1; p=0,01; h=0,066 бит), «должен наладить хорошую коммуникацию» (t=1; p=0,01; h=0,066 бит), «должен подавать команды четко, грамотно» (t=1; p=0,01; h=0,066 бит), «обязан дать вежливую оценку работы экипажа и капитана судна» (t=1; p=0,01; h=0,066 бит).
Следующей по значимости и объему выделяется категория «Обеспечение безопасности». В данной категории нормативной литературой выделяются следующие лоцманские задачи и обязанности: «обеспечение безопасности мореплавания (навигации)» (t=6; p=0,04; h=0,186 бит), «обеспечить безаварийную проводку судна» (t=4; p=0,03; h=0,152 бит), «обеспечение безопасности мореплавания» (t=2; p=0,01; h=0,066 бит), «следить за соблюдением санитарных правил» (t=2; p=0,01; h=0,066 бит), «следить за состоянием акватории порта» (t=2; p=0,01; h=0,066 бит), «надзор за безопасностью мореплавания» (t=1; p=0,01; h=0,066 бит).
Категория «Охрана окружающей среды» по значимости и объему занимает последнее место и представлена следующими профессиональными задачами: «сохранение (защита) морской среды» (t=3; p=0,02; h=0,113 бит), «следить за соблюдением правил по предупреждению загрязнения моря нефтепродуктами» (t=2; p=0,01; h=0,066 бит), «защита морской среды» (t=1; p=0,01; h=0,066 бит).
Анализ нормативной литературы и документов, детализировано регламентирующих лоцманский труд, позволил нам более полно понять назначение профессии лоцмана. Итак, исходя из законодательных норм и правил, лоцман это специалист-судоводитель, обеспечивающий швартовку, отшвартовку судна, постановку и съемку судна с якоря или бочки, проводящий суда в любое время суток, умеющий наладить хорошую коммуникацию с капитаном, чьим советчиком он является, а также с другими членами экипажа, со специалистами наземных служб (операторы СУДС, дежурный капитан) и с командой буксиров, обеспечивающий безопасность мореплавания и следящий за соблюдением правил по предупреждению загрязнения моря нефтепродуктами.
Сравнивая результаты, полученные непосредственно от самих лоцманов о своих должностных обязанностях, и данные, полученные в ходе анализа документов и литературы предписывающего характера, мы получили следующую картину (Табл.1).
Таблица 1.
Профессиональные задачи и функциональные обязанности морского лоцмана
Выделенные категории анализа | Вклад категории в разнообразие текста |
Нормативная база | Субъективная оценка |
Судовождение | 43% | 47% |
Взаимодействие с морскими специалистами | 42% | 14% |
Обеспечение безопасности | 12% | 34% |
Охрана окружающей среды | 3% | 5% |
Таким образом, нормативно лоцманам предлагается роль судоводителя, умеющего помимо выполнения профессиональных задач, связанных с проводкой судна, быстро и качественно выстраивать взаимодействие (общение) со специалистами, которые вовлечены в эти работы. Сами же лоцманы отводят себе роль судоводителей, обеспечивающих безопасность судна, и мало уделяют значения взаимодействию, о котором говорилось выше. Возможно эта рассогласованность в прочтении должностных инструкций с собственным видением (осознаванием) себя как профессионала и лежит в основе проблемы взаимодействия специалистов на капитанском мостике при выполнении профессиональных задач, о которой говорилось ранее и на которую указывают все морские специалисты.
Если посмотреть на профессию лоцмана с точки зрения классификации профессий, которую предложил Е. А. Климов ее можно отнести к профессии типа «человек-человек», который, придя на судно, становится членом экипажа, необходимым субъектом совместной профессиональной деятельности. От его ответственных действий, личных и профессиональных качеств, а также от эффективности взаимодействия с участниками судозахода, зависит не только успешность исполнения профессиональной судоводительской задачи, но и настроение и самочувствие людей в экипаже, эффективность их работы. (руководитель)
Одновременно лоцманскую профессию можно также с уверенностью отнести и к профессии типа «человек-техника», где «работники имеют дело с неживыми, техническими объ¬ектами труда» (оператор). Это подтверждается и проведенным анализом документов, где критерии «Взаимодействие с морскими специалистами» и «Судовождение» занимают ведущее и практически равное значение (42% и 45%).
Лоцман являясь судоводителем, и выполняя свою основную задачу – безопасное проведение судна, профессионально относится к типу «человек-человек», т.к. осуществляет свои функции управления через рекомендации судоводителям на капитанском мостике. При этом сами себя лоцманы видят больше как представителей профессии «человек-техника», о чем говорят данные анкет, и в гораздо меньшей мере относят себя к профессии типа «человек-человек». Возможно, причиной такой рассогласованности между тем, что ожидают от лоцманов взаимодействующие с ними морские специалисты, и тем, что сами представители этой профессии понимают под своими задачами, является недостаточная профессиональная подготовка и рассогласованность требований к общей и специальной подготовке специалистов.