Омский Государственный Технический Университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Бег на короткие дистанции или спринт является одним из самых древних видов легкоатлетических упражнений, это зрелищный, яркий и эмоциональный вид легкой атлетики
В последние годы в программу соревнований по легкой атлетике в зимнее время года в закрытых помещениях (в легкоатлетическом манеже) стали широко входить нестандартные дистанции 30, 50, 60, 300 метров, и хотя на этих дистанциях высшие разряды и звания не присваиваются, данные соревнования часто носят коммерческий характер, как бы превращаясь в своеобразное шоу.
Способность достичь высокой скорости бега - одно из важнейших качеств спринтера-легкоатлета, но еще более важно сохранить эту скорость бега по всей дистанции. За последнее время существенно вырос уровень физической подготовленности спринтеров, усовершенствовалась методика подготовки легкоатлетов-спринтеров, но вопрос о развитии специальной выносливости до сих пор стоит весьма остро. Физическое качество - специальная выносливость зависит от многих возможностей: нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей. Понижая или повышая интенсивность в том или ином виде двигательной деятельности и задавая необходимую длительность работы к воздействиям на системы организма, обеспечивающие проявление специальной выносливости, можно получить улучшение спортивных результатов.
Учитывая вышесказанное и исходя из практического опыта работы в техническом ВУЗе со студентами - спринтерами в манеже был проведен педагогический эксперимент.
Предварительный эксперимент проводился в октябре - декабре 2004 года. На основании литературных источников изучались режимы и величины нагрузок, применяемых обычно в практике бегунов-спринтеров, а также были разработаны модели тренировочных занятий способствующих повышению уровня специальной выносливости. Основной педагогический эксперимент проводился в период апреля - мая 2005 года и носил сравнительный характер.
Цель исследования - определение оптимальных режимов нагрузки влияющих на изменение специальной работоспособности организма студентов-спринтеров. Задачи исследования:
1. Разработать модели тренировочных занятий с разными режимами и
величиной нагрузки в недельном цикле с целью развития скоростной
выносливости.
2. Определить влияние предложенных моделей тренировочных занятий на
повышение уровня специальной выносливости студентов-спринтеров.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. Изучение литературных источников;
2. Педагогические наблюдения и контрольные тесты;
3. Педагогический эксперимент.
Педагогический эксперимент был проведен в весеннем семестре - апреле-мае месяцах.
В эксперименте приняли участие 2 группы студентов технического ВУЗа по 8 человек в каждой 1) экспериментальная и 2) контрольная имевшие юношеские III и II спортивные разряды. Группы были идентичны по физическим, техническим и спортивным показателям.
Общий объем тренировочной нагрузки в обеих группах был одинаковый. Контрольная группа тренировалась по общепринятой в ВУЗе методике, а в экспериментальной группе была апробирована разработанная модель тренировочных занятий, в которой предполагалось чередование различных режимов тренировки на нестандартных дистанциях, путем увеличения времени на развитие специальной выносливости в недельном цикле.
Методика тренировки в экспериментальной группе условно обозначалась как режим А и Б.
Режим А. При выполнении отрезков 30м, 60м, 150м, 400м студенты пробегали с интенсивностью 85-90% удерживая нижнюю границу ЧСС в пределах 127-133 уд/мин, а верхнюю границу после пробегания 170-178 уд/мин, причем интервалы между повторными пробегами дистанции были в пределах 3-4 мин.
В следующем недельном цикле испытуемые выполняли работу в режиме В, спецификой этого режима являлось повторное выполнение упражнений в фазе замедленного снижения ЧСС и совпадающей с ней сверхисходной работоспособности, в режиме В использовались отрезки 150-600 м. Нижняя граница ЧСС перед повторными пробегами удерживалась в пределах 105-110 уд/мин, верхняя после пробегания 171-175 уд/мин, интервалы отдыха 6-8 мин.
Данное чередование режимов проводилось в течении двух месяцев и работа по развитию других физических качеств необходимых легкоатлету-студенту не исключалась. Проведенное в конце педагогического эксперимента тестирование показало, что по основным исследуемым характеристикам произошли положительные изменения как в экспериментальной, так и в контрольной группах.
Тестирование - заключалось в выполнении студентами контрольных упражнений для определения быстроты и скоростной выносливости.
Для этого использовались следующие упражнения-тесты: 30м низкий старт, 300м, 400м.
Тестирование проводилось в стандартных условиях. Испытуемым предлагалось выполнить одну попытку в каждом тесте-упражнении. Время фиксировалось 3-мя хронометрами и определялось с точностью до 0,1 сек. Пульсометрия использовалась в качестве одного из критериев определения и построения режимов чередования упражнений с отдыхом в тренировочных занятиях.
По показателям теста на 30м н/с. в экспериментальной группе результат улучшился на 0,2 сек, а в контрольной группе на 0,1 сек. Прирост составил 5,2%
и 2,5% соответственно. Примерно такие же изменения произошли и в беге на 30м с ходу.
По показателям бега на 400м в экспериментальной группе результат увеличился на 1,1 сек и на 0,6сек в контрольной, прирост составил 2,1%, что на 0,9% больше, чем в контрольной группе.
Применение экспериментальной группой разработанных моделей недельных циклов способствовало целенаправленному использованию тренировочных средств и тем самым дало возможность более эффективно, по сравнению с контрольной группой, развивать у бегунов на коротких дистанциях скоростную выносливость и скорость бега. Бегуны экспериментальной группы в среднем улучшили свои результаты на дистанции 300м на 1,1 сек, в то же самое время бегуны контрольной группы - на 0,4сек.
Таким образом, применение тренировочных занятий с разными режимами и величиной нагрузки позволило по динамике специальной работоспособности и ее качественных показателей установить рациональную очередность их выполнения в недельном цикле при решении задач для развития скоростной выносливости у бегунов, выступающих на нестандартных дистанциях.
Применение чередования режимов «А» и «В» тренировочной нагрузки в занятии оказывает положительное влияние на специальную выносливость. Уровень специальной выносливости вырос в экспериментальной группе на 1,4% больше, чем в контрольной группе.
Результаты проведенных исследований показали, что спортивную тренировку студентов, специализирующихся в спринте на нестандартных дистанциях, целесообразно строить с учетом чередования режимов «А» и «В» с различной направленностью на развитие специальной выносливости.