|
Красноярская государственная медицинская академия, Красноярский краевой центр медицинской профилактики
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 1), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (20 мб)
Особой приметой нашего времени является учащение числа случаев заболеваний позвоночника у детей. Это обусловлено не только ограничением и низким уровнем двигательной и мышечной активности школьников, повышенной комфортностью проживания, нередко стрессогенными реакциями, избыточным калорийным питанием, но и недостаточной эффективностью физического воспитания, несоблюдением физиологических и гигиенических требований, бесконтрольным введением в педагогический процесс новых педагогических технологий [1,3-5]. Предмет обсуждения этой проблемы столь жизненно важен и должен привлечь внимание каждого человека вне зависимости от пола и возраста, а также профессии.
Основы здоровья детей закладываются еще в детском возрасте, которые значительно изменяются по мере постоянного роста и развития ребенка [7]. Шагая по жизни, мы определенно на разных ее этапах приходим к развитию остеохондроза. Первым шагом к этому заболеванию, по мнению большинства исследователей, являются страдания при нарушении осанки (сколиоз, лордоз, кифоз), которые могут начинаться с детства. Нарушения осанки в свою очередь ведут к развитию плоскостопия, что отрицательно влияет на состояние позвоночного столба [3,4]. Кроме того, детям, страдающим плоскостопием, трудно ходить и бегать. Сколиоз поражает детей и подростков, приводя у части из них к сложным нарушениям в функции позвоночника на протяжении всей жизни.
Ограничение активности школьников, ухудшение физических характеристик здоровья, таких как сила, скорость, выносливость, гибкость, ловкость, а также вестибулярной устойчивости, пространственной ориентации отрицательно сказывается на качестве учебного процесса [5]. Формирование осанки, мышц стопы и позвоночника происходит в биологически предопределенный период жизни человека (от момента зарождения до 20-25 лет), что предопределяет в будущем состояние здоровья человека [7]. И от того, в каких условиях (гиподинамия) это происходит, будет зависеть соматическое здоровье и функциональные резервы физиологических систем организма [3,4].
Данные специальной литературы свидетельствуют о том, что 96 % всех отклонений в осанке у школьников связаны с дисфункциями и патологическими процессами в скелетной мускулатуре и только 4% приходится на долю врожденного сколиоза и кифоза [2,8]. Показано, что единственной причиной отклонений в осанке у детей является наличие у них порочного стереотипа движений скелетной мускулатуры туловища. Если с раннего возраста заставить мышцы ребенка работать в правильном режиме и не формировать порочный стереотип движений скелетной мускулатуры туловища, то можно не допускать развитие многих заболеваний опорно-двигательного аппарата. Слабые мышцы ребенка, особенно спины, легко утомляются. Не имея достаточной поддержки мышц, ребенок начинает сутулиться и опираться грудной клеткой о живот, что приводит к функциональным нарушениям со стороны органов брюшной полости. Для облегчения работы мышц ребенок вынужден постоянно прислоняться к какой-нибудь опоре. Слабое физическое развитие подростка ведет к нарушению осанки, что обусловливает затруднение работы внутренних органов и задерживает его физическое развитие.
Для формирования осанки имеют большое значение привычные позы при занятиях с игрушками и рабочее место при выполнении письменных заданий и чтении в домашних условиях и в школе. Наиболее сильно неблагоприятные факторы влияют на детей в период их бурного роста: в 6-7 и в 12-15 лет, чаще всего им подвержены ослабленные дети с плохо развитой мускулатурой [4,6,7].
В связи с этим мы провели оценку текущего уровня соматического здоровья (мониторинг) по компьютерной программе «Навигатор здоровья», разработанной ГНЦ РФ Институтом медико-биологических проблем РАН у 902 школьников от 7 до 14 лет, из них мальчиков было 492(54,5 %), девочек 410(45,5 %). Все дети были разделены на 2 группы: от до 10 лет и от 10 до 14 лет. В обеих возрастных группах преобладали мальчики: 287 в первой группе и 205 во второй группе, что составило 55,4 % и 53,4 % соответственно. В первой группе девочек было 231 (44,6 %), во второй – 179 (46,6 %).
Оценку свода стопы проводили методом плантографии, получая отпечаток стопы, смоченной в растворе марганцовой кислоты, на листе рыхлой бумаги. Осанку определяли по стойке с расслабленной напряженной мускулатурой туловища со свободно опущенными вдоль туловища руками, в обычной позе.
Нормальный свод стопы преобладал у девочек как в первой (76,2 %), так и во второй возрастной группе (78,2%). У мальчиков нормальная плантограмма выявлялась реже: соответственно у 57,5 % в первой группе и у 66,3 % во второй группе. Изменения в стопе (уплощенная или плоская) у школьниц обеих групп были реже: у 47(20,3 %) и у 9(3,9 %) в первой группе и у 23(13,5 %) и у 12(7,0 %) человек во второй группе. В то время как у 76(26,5 %) мальчиков в возрасте 7-10 лет и у 36 (17,6 %) 10-14 лет отмечался опущенный свод стопы, что было в 1,3 и 2,5 раза чаще, чем у девочек. Плоская стопа была у 46 (16,0 %) подростков первой и у 26 (13,7 %) второй группы, что было в 4,1 и 2 раза чаще, чем у девочек в этих возрастных группах.
Осанка была не изменена у 150 (64,9 %) девочек первой группы и у 111(62,0 %) второй группы. Отклонения в осанке у девочек обеих групп были примерно одинаковыми и составили 35,1 % и 38,0 %. Чаще у школьниц обнаруживали сколиоз I степени: у 79(34,2 %) в первой группе и у 67(32,7 %) во второй группе. Сутулость, кифоз, выпрямленную спину и лордоз у школьниц выявляли редко, соответственно в 11,0 %, 1,8 % и 0,4 % случаев.
Отсутствие нарушений осанки отмечено у 140 (488 %) подростков 7-10 лет (первая группа) и у 88 (42,9 %) 10-14 лет (вторая группа). У 138(48,1 %) мальчиков первой группы и у 67(32,7 %) второй группы был выявлен сколиоз I степени. Сутулость и выпрямленная спина чаще была у старших мальчиков (10,2 и 2,1 %). Довольно редко у них регистрировали кифоз (3,2 %) и сколиоз II степени (2,6 %).
По одному признаку, указывающему на отклонение в осанке или своде стопы, преимущественно регистрировали у мальчиков (238), у девочек (107) эти отклонения были в 2,2 раза реже, причем, чем младше были дети, тем чаще их обнаруживали. Сочетание этих признаков также в 3 раза чаще обнаруживали у мальчиков: у 107 против 37 у девочек.
Таким образом, выявленные различные формы отклонений от нормальной осанки и свода стопы у школьников различных возрастных групп требуют немедленной коррекции с переводом их в специальные медицинские группы (ЛФК), занятий плаванием.
Литература
Гатиатулин Р.Р. Движение и здоровье: программно-методический комплекс системной коррекции последствий сколиоза у детей и подростков средствами адаптивной физической культуры / Р.Р.Гатиатулин, Н.А.Потапова, Л.М.Кротова и др. // Красноярск. - 2004. -222с.
Епифанов В.А. Средства физической реабилитации в терапии остеохондроза позвоночника / В.А.Епифанов И.С.Ролик // М. - 1973. -80с.
Никитин С.Е. Здоровье и красота вашей осанки / С.Е.Никитин, Т.В.Гришин. Здоровье и красота вашей осанки // М.- 2002. – 79с.
Николайчук Л.В. Остеохондроз, сколиоз, плоскостопие / Л.В.Николайчук, Э.В.Николайчук // Минск: Книжный дом.- 2004 -319с.
Копылов Ю.А.Библиотечка: Здоровье детей // Ю.А.Копылов, Н.В.Полянская// М. –Чистые труды.- Первое сентября - 2005. -30с.
Рипа М.Д. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе // М.Д.Рипа, В.К.Велитченко, С.С.Волкова // М.- Просвещение. -1988. -172с.
Савченков Ю.И. Здоровый ребенок // Ю.И.Савченков, Т.Ф.Венгер // Красноярск. - 1988. – 108с.
Чаклин В.Д. Сколиоз и кифозы / В.Д.Чаклин Е.А., Абальмасова // М. – 1973. - 78с
|