Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам 70-й Юбилейной итоговой научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г. Томск, 16-18 мая 2011 г.), под ред. В. В. Новицкого, Л. М. Огородовой. − Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2011. − 430 с.
Актуальность. Копинг-стратегии и личностные особенности являются факторами, опосредующими развитие организационного стресса. Поэтому их исследование важно для предсказания развития стресса у студентов, что очень значимо в проведении превентивных и интервенционных мероприятий при организационном стрессе у учащихся.
Цель: выявить связь типов личности с превалирующими копинг-стратегиями, использующимися учащимися при конфронтации со стрессом в учебном процессе.
Материалы и методы: копинг-тест «Опросник о способах копинга» (Р. Лазарус и С. Фолкман, 1988), тест «Тип личности А и В» (M. Friedman и R.H. Rosenman, 1974). Исследовалась случайная выборка студентов вузов г. Томска (возраст 18-23 года; 45 женщин, 28 мужчин).
Результаты: Данное исследование основано на положении трансактного подхода о необходимости рассматривать стрессовые воздействия как вмешивающиеся переменные, влияющие на возможность развития стресса как реакции на уровне индивида и степень ее тяжести [2]. Повышенную подверженность болезням можно связать с разным распределением социальных стрессоров, социальных и личных ресурсов и поведения, связанного с риском [1]. В свою очередь личные ресурсы связаны с типами личностей А и В, выделенных по уровню адаптации к стрессовым ситуациям [Friedman M., Rosenman R. Н., 1977]. Тип А связан со стремлением к достижению цели, склонностью к конкуренции, ответственностью, с постановкой завышенных целей, агрессией, возникающей после недостижения целей, следствием чего является низкая адаптируемость к стрессу, легкость возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы. Тип В, в противоположность, характеризуется спокойствием, отсутствием депрессии, большей стрессоустойчивостью.
Введем понятие организационный стресс (ОС). Организационный стресс – психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте.
Студенты с типом личности А (36%) также в большинстве случаев демонстрируют из адаптивных: поиск социальной поддержки (11,6%), самоконтроль и планирование решения проблемы (по 7,7%). Стратегия положительной переоценки не используется вообще. Эта стратегия означает переосмысление своих поступков, мысленное сканирование реакций, формирование нового жизненного опыта. Из неадаптивных, у студентов с личностью типа А практически не наблюдалось дистанцирование, а преобладающей бегство-избегание (19,2%).
Относительно студентов с типом личности В достоверных суждений в отношении применения копинг-стратегий сделать не удалось, т.к. людей с таким типом личности в выборке оказалось 4%.
При анализе отношения типов личности и копинг-стратегий студентов 1-5 курсов были установлены следующие закономерности. У студентов с чертами личности А и В (60% испытуемых) в большинстве случаев преобладают адаптивные стратегии (47,7% против 29,5%). Из них наиболее часто представлены стратегии: поиск социальной поддержки (22,7%), принятие ответственности (13,63%); реже представлены такие стратегии, как планирование решения проблемы (4,5%) и положительная переоценка (4,5%), самоконтроль (2,3%).
Оценка зависимости уровня выраженности ОС от типа личности показала, что в большинстве случаев стресс обнаруживается у испытуемых с типом личности А (88,5%), а у людей с чертами типов А и В и чистым типом В – 63,6% и 66,7% соответственно. Т.о. подтверждается известное положение о том, что лица с типами личности А больше подвержены стрессу. Эустресс (повышенное нервно-психическое напряжение без нарушения адаптации) чаще испытывали студенты с чертами А и В, В (25 и 33,3% соответственно). Отсутствие стресса реже отмечали у себя с типом личности А (3,8%) по сравнению с испытуемыми с чертами личности обоих типов (11,3%). При оценке суммы стрессовых факторов у учащейся молодежи лица с типом личности А отмечали средний уровень стресса (сумма составляет 1236 б.), а лица с чертами обоих типов и типа В – ниже среднего (916 и 760 б.). Т.о. в условиях организационного (учебного) стресса студенты с типом личности А подвержены стрессу в большей степени вероятности возникновения стресса.
При анализе копинг-стратегий у всей выборки студентов не зависимо от типа личности обнаруживают следующие закономерности: чем больше сумма баллов по шкале стрессовых факторов у учащейся молодежи, тем чаще используются копинг-стратегия бегство-избегание. В отношении других копинг-стратегий ярко выраженная зависимость от уровня стресса не выявилась.
Т.о. можно выдвинуть гипотезу, что наличие ОС у студентов чаще всего зависит от использования такой копинг-стратегии , как бегство-избегание, которая очень характерна для конструкта тревожности.
Выводы:
- Студенты с типом личности А имеют более высокий уровень стресса по сравнению со студентами с чертами А и В, В типами личностей.
- Студенты с типом личности А чаще используют такую стратегию совладания со стрессом как «бегство – избегание».
- В отношении стратегии «бегство – избегание» как составной части конструкты тревожности рекомендуется вмешательство, направленное на тревожность.
Список литературы:
1. Бодров, В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов/ – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.
2. Структурализация у индивида стрессорного состояния для диагностики коррекции стресса / Н. В. Казанцева // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2011. - №1. – С. 16-19.
|