Бухарский Государственный медицинский институт. г.Бухара, Узбекистан
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2006 год, Том 3, выпуск 2), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
В основу греческо- персидско-узбекской медицины заложено учение о мизадже (темпераменте) человека и натуре лекарственных средств. На этой основе разработаны как методы диагностики, так и профилактики и лечения болезней [8,9,10,11,13].
Если учение о мизадже учитывает индивидуальные особенности каждого организма- физические, психологические, особенности течения заболеваний и индивидуальные способы терапии, то учение о натуре лекарственных средств рассматривает особенности воздействия этих лекарств.
Учение о натуре лекарственных средств, предложенное Гиппократом, а затем усовершенствованное Галеном, Авиценной и рядом других арабских, персидских, узбекских, армянских врачевателей, которые использовали эту систему медицины, является богатым наследием древневосточной медицины и имеет не только историческое значение. Это учение может внести свой вклад в теорию и практику использования лекарственных средств натурального происхождения. [1,6,8]
В отличие от современной медицины, которая видит в лечебных средствах растительного и животного происхождения лишь энергетическую ценность и химическую составляющую, древневосточная медицина учитывала информационно-энергетическую сущность лекарств [9,10,11].
Натура лекарственных средств определялась восточными целителями на основании учёта воздействия препаратов на органы чувств (вкус, запах) внешни качеств (цвет, строение). Решающим были результаты опыта лечебного их применения на людях с уравновешенной натурой. В зависимости от того, какое действие оказывало указанное средство- стимулирующее или угнетающее на функции организма определяли горячие и холодные по натуре средства и т. д.[6,8].
По классификации греческо- персидско-узбекской медицины определяли горячие, холодные, сухие и влажные лекарственные средства. Эти качества могли сочетаться в одном и том же средстве. То есть, кроме этих четырех натур определяли и горяче-влажные, горяче- сухие, холодно-влажные и горяче- сухие средства.
Следует отметить, что натура лечебных средств определялась, не только качественно, но и количественно. Для каждого качества определяли четыре степени проявления. Наименьшей считалась I степень, наивысшей IV горячести, холодности, сухости, влажности. Кроме того, качество каждого лекарства делилось на три части- в начале, в середине и конце каждой степени.
Натура лекарственных средств определялась и обозначалась, по вышеизложенной схеме так- например трава зверобоя горячая в начале II степени и сухая в середине I степени.
В зависимости от натуры лекарств, прогнозировалось их влияние на организм человека. Ниже мы приводим воздействие лекарственных средств на человека в зависимости от их натуры по греческо- персидско-узбекской медицине.
Горячие лекарства:
Увеличивают количества тепла в организме, повышают функции органов, тонизируют, возбуждают нервную систему, приводят к бессоннице, повышают потен-цию, сушат, улучшают состояние при «холодных» и «влажных» заболеваниях, ухуд-шают состояние при «горячих» заболеваниях.
Холодные лекарства:
Уменьшают количества тепла, понижают функции органов, седатируют и приво-дят ко сну, успокаивают нервную систему, понижают потенцию, увлажняют, улуч-шают состояние при «горячих» заболеваниях, ухудшают состояние при «холодных» заболеваниях.
Сухие лекарства:
Уменьшают количество жидкости в тканях тела или какого-либо органа, зак-репляют, уменьшают количество выделяемого пота и мочи, приводят к бессоннице, ухудшают состояние при «горячих» и «сухих» заболеваниях, улучшают состояние при «влажных» заболеваниях, приводят к образованию «закупорок» в органах.
Влажные лекарства:
Увеличивают количество жидкости в тканях тела, усыпляют, послабляют, увели-чивают количество выделяемого пота и мочи, улучшают состояние при «горячих» и «сухих» заболеваниях, ухудшают состояние при «влажных» заболеваниях [1,6,8, 9,10,13].
Такая практическая классификация лекарственных средств, представленная в древних справочниках, позволяла древневосточному врачевателю подбирать лекар-ственные средства при каждом конкретном заболевании, каждому конкретному боль-ному, учитывая его индивидуальные особенности.
До нашего времени сохранились справочники, которые описывают до 15000 средств натурального происхождения- лекарственных трав, минералов и средств животного происхождения [1,8,6]. Отсутствие современного толкования теоретичес-ких основ этой медицинской системы не дают возможность правильной интерпре-тации и внедрения в сферу практического здравоохранения такой огромный опыт наших предков.
Происхождение натур лекарственных средств растительного происхождения древневосточная медицина связывала со средой произрастания. Растительные сред-ства с «горячей» натурой преимущественно произрастают в жарких странах, на территориях с большей инсоляцией. Растения, имеющие «холодную» натуру, преиму-щественно растут в странах с умеренным и холодным климатом, или являются тенелю-бивыми. Особо ценились растения, которые произрастают на территориях с суровыми климатическими условиями. Считали, что они обладают очень сильными лечебными свойствами. Древневосточные мыслители считали, что климатические условия произрастания определяют натуру растения. Поэтому у одних и тех же растениях, в зависимости от их места произрастания определяли различную натуру.
На современном научном языке это можно интерпретировать следующим образом. Растение адаптируется к условиям среды произрастания. Адаптация каждого расте-ния идет посредством определенных биохимических реакций, с накоплением биоло-гически активных веществ. Так как биохимический язык един для всего живого, эти механизмы, при употреблении их человеком передаются и ему.
Натура лекарств минерального происхождения связывалась только с их «сущ-ностью», то есть химической составляющей.
Очень интересен опыт древневосточной медицины в лечебном применении средств животного происхождения. Если лекарства растительного происхождения греческо- персидско-узбекской медицины более менее изучены, то средства живот-ного происхождения- млекопитающих, рептилий, птиц, насекомых абсолютно не изучены.
Натура средств животного происхождения определялась в первую очередь по их видовой принадлежности. Вторым определяющим фактором являлось двигательная активность животного. Чем более подвижно животное, тем горячее. Так, среди жи-вотных самые горячие по натуре считались птицы, насекомые, так они наиболее активные. Среди домашних животных, наиболее горячими считались козы и лошади.
Для млекопитающих, кроме вышеизложенных факторов, решающим считалось также питание животных. Считалось, что если животного кормить «холодными» по натуре травами, то их натура и мясо «охлаждались» и наоборот.
Если в процессе подбора лекарственных средств какое-либо средство не подхо-дило для данного больного по его натуре, древневосточные врачеватели производили коррекцию натуры. Это достигалось ими при помощи смешивания с другими сред-ствами с противоположной натурой, с приготовлением сложных лекарственных средств или посредством обработки огнем. Опыт древневосточной медицины в этой области, к сожалению не изучен.
Современные исследователи лекарственных средств восточной медицины делают попытки интерпретации их на языке современной медицины, используя современные категории и понятия. [5,12]. Неудивительно, что при этом теряется большая инфор-мация, которая могла быть полезной для практического здравоохранения.
Считаем, что правильнее воспринимать учение о натуре лекарственных средств, стоя на позиции, учитывающей информационно-энергетическую ценность средств растительного происхождения, предложенной Бриллюэн Л., Кацура А. В., Брехманом И. И. [2,3,4,7]. Древневосточные врачеватели интуитивным, эмпирическим путем пришли к пониманию информационно-энергетической ценности лекарств и оставили богатейший опыт в этой области. Греческо- персидско-узбекскую медицину можно считать системой, стоящей на позиции информационно-энергетической медицины. Современный научный анализ древневосточной медицины с этой точки зрения, помог бы в деле использования богатейшего опыта, назначения лекарственных средств на-турального происхождения.
Список использованной литературы:
1. Абу Али ибн Сино «Канон врачебной науки» Ташкент 1986 г. тома I, II.
2. Брехман И. И. «Человек и биологически активные вещества» М., «Наука» 1981. стр. 24-39.
3. Брехман И. И., Нестеренко И. Ф. «Природные комплексы биологически активных веществ» Л., «Наука» 1988, стр. 25-58, 70-86.
4. Бриллюэн Л. «Научная неопределенность и информация» М., «Мир» 1966., стр. 43-48.
5. Зеликсон Ю. И., Кондратьева Т. С. «Лекарственные средства в трудах Ибн- Сины» - «Фармация» 1991 №2, 79-81.
6. Зохидов М. «Хазинаи тибби кадим» Душанбе 1997 («Сокровищница древней медицины») на тадж. языке. 670 с.
7. Кацура А. В. «Информационные аспекты проблемы оптимизации биосферы»- «Взаимодействие природы и общества (философские, географические, экологи-ческие аспекты проблемы)» М., «Наука» 1973, стр 46-48.
8. Капранов В., Хашим Р., «Мудрость веков» Душанбе 1984 стр. 12-35, 45-49.
9. Караматов И. Д. «Древневосточная медицина» Бухара 2001., стр. 8-12.
10. Караматов И. Д. «Концепция «лиц» человека и их влияние на здоровье, выздоровление и процесс лечения» «Мат-лы 1 конференц. Центральной Азии «Здоровье, болезни и экология» Худжанд 1996., стр 55-56.
11. Караматов И. Д. «Народная медицина»- «Теоретические и философские основы нетрадиционных методов диагностики и лечения» Бухара 1998., стр 3-47, 50-70.
12. Кукес В. Г., Абашина Н. Ю. «Траволечение- взгляд в прошлое и настоящее»- «Факультет здоровья» 1988№12, 5-22.
13. Нуралиев Ю. «Лекарственные растения» Душанбе 1993. стр. 36-41.
14. Ходжиматов М. «Дикорастущие лекарственные растения Таджикистана» Душанбе 1989., стр 5- 42.
|