Якутский государственный университет им. М.К.Аммосова
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам пятого конгресса молодых ученых и специалистов «Науки о человеке» / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича.- Томск, СибГМУ.- 2004.- 413 с.
Скачать сборник целиком
Развитие научно-технического прогресса имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К отрицательным последствиям современного ритма жизни можно отнести психоэмоциональный стресс. Прямым следствием длительных психоэмоциональных перегрузок являются сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, иммунодефицитные, гормональные, онкологические и прочие психосоматические заболевания. [5]. Поэтому проблема защиты человека от отрицательных последствий эмоционального стресса в современных условиях являются актуальной.
Целью настоящей работы было изучение влияния эмоционального напряжения у студентов во время экзамена на некоторые показатели липидного обмена.
Материалы и методы. Материалом исследования служила венозная кровь, которую брали натощак в день сдачи экзамена (который служил моделью психоэмоционального стресса) и через 20 дней после сессии. Всего обследовано 46 человек: 22 студента дневного и 24 студента вечернего отделений биологического факультета и медицинского института в возрасте от 19 до 44 лет. Уровень холестерина, триглицеридов и глюкозы определяли на биохимическом автоматическом анализаторе Cobas mira plus фирмы La Roche. Интенсивность перекисного окисления липидов оценивали по накоплению малонового диальдегида с использованием тиобарбитуровой кислоты.
Результаты и обсуждение.
Согласно полученным нами данным во время экзамена средние значения учитывавшихся нами биохимических показателей соответствовали: холестерина - 5,14 ± 0,28 мкМоль/л; малонового диальдегида - 3,80 ± 0,39 мМоль/л; триглицеридов - 1,79 ± 0,31 мкМольл; глюкозы - 4,15 ± 0,15 мкМоль/л . В состоянии покоя эти же показатели были следующими: холестерин -4,65 ± 0,30 мкМоль/л; малонового диальдегида - 3,18 ± 1,0605 мМоль/л; триглицеридов - 0,892 ± 0,132 мкМоль/л; глюкозы - 4,06 ± 0,18 мкМоль/л.
Как видно из приведенных нами данных при эмоциональном напряжении показатели первичного обмена и перекисного окисления липидов (ПОЛ) изменяются в сторону увеличения. Известно, что адаптивной реакцией организма на стрессовую ситуацию является выброс гормонов, и в первую очередь катехоламинов, в кровяное русло. Так, в работе Н. П. Волкова (1969) у студентов в день сдачи трудных экзаменов наблюдалось значительное увеличение выделения катехоламинов с мочой (цит. по 4). Известно мощное влияние адреналина и норадреналина на обмены углеводов и липидов. Так эти гормоны активизируют распад жировой ткани, т. е. липолиз, усиливают гликогенолиз, стимулирует синтез цАМФ, который активизирует соответствующую протеинкиназу (протеинкиназа фосфолирирует липазы). Кроме того эти гормоны стимулируют синтез холестерина.
[2].
Нам представлялось интересным проанализировать влияние стресса на организм в зависимости от возраста. Поэтому студенты были разделены на две группы: первую группу составили студентов дневного отделения, средний возраст которых составил 20 лет, вторую группу - студенты вечернего отделения (средний возраст 35 лет).
У студентов дневного отделения в состоянии покоя, т.е. в отсутствии эмоционального напряжения средние значения учитываемых нами показателей соответствовали следующим величинам: холестерин - 4,76 ± 0,12 мкМоль/л; малоновый диальдегид - 4,61 ± 1,19 мМоль/л; глюкоза - 3,72 ± 0,07 мкМоль/л, а у студентов вечернего отделения: холестерин - 4,80 ±0,22 мкМоль/л; малоновый диальдегид - 1,66 ± 0,1 мМоль/л; триглицерид - 0,89 ± 0,13; мкМоль/л; глюкоза - 4,17 ± 0,1 мкМоль/л.
Сдача "трудного" экзамена по биохимии в наших исследованиях служила моделью психоэмоционального стресса. Согласно анкетированию 43 из 46 обследованных нами студентов на вопрос: "Испытываете ли Вы волнение перед экзаменом?" ответили положительно, что составило 93,5%.
У студентов первой группы уровень учитываемых нами показателей во время эмоционального напряжения, связанного с экзаменом соответствовал следующим значениям: холестерин - 4,97 ± 0,41 мкМоль/л; малоновый диальдегид - 4,7 ± 0,39 мМоль/л; глюкоза - 4,03 ± 0,32 мкМоль/л. У студентов второй группы уровень холестерина в крови был выше и соответствовал 5,19 ± 0,36 мкМоль/л. Концентрация малонового диальдегида у них была ниже и в среднем равнялась 2,29 ± 0,45 мМоль/л. Содержание глюкозы у студентов второй группы во время экзамена соответствовало 4,2 ± 1,18 мкМоль/л, содержание триглицеридов - 1,79 ± 0,31 мкМоль/л.
Приведенные нами данные свидетельствуют о том, что состояние эмоционального напряжения изменяет показатели первичного обмена и интенсивность ПОЛ. Заслуживает пристального внимания тот факт, что изменение учитываемых нами показателей зависело от возраста. Так, у студентов дневного отделения, средний возраст которых был равен 20 годам, во время стресса в крови увеличивается уровень глюкозы, а концентрация холестерина и МДА фактически не изменяется. У студентов вечернего отделения, средний возраст которых был равен 35 годам, во время стресса увеличился уровень всех показателей липидного обмена и концетрация МДА. При этом концентрация триглицеридов в крови повысилась почти в 2 раза (Р<0,05), тогда как содержание глюкозы в крови почти не изменилось.
Интесивность ПОЛ у студентов первой группы - молодых - была достоверно выше, чем у студентов второй группы - более старших по возрасту. И если у молодых концентрация МДА во время экзамена не увеличивалась, то у старших стресс вызывал увеличение концентрации МДА на 40% (Р<0,05), т.е. интенсивность ПОЛ повышалась.
Таким образом, механизм адаптации организма к психоэмоциональным нагрузкам зависит от возраста. Увеличение показателей липидного обмена наряду с интенсификацией ПОЛ в ответ на стрессовую ситуацию у студентов вечернего отделения свидетельствует о том, что стресс может способствовать увеличению риска сердечно-сосудистых заболеваний с возрастом.
Выводы
Психоэмоциональные нагрузки изменяют показатели углеводного и липидного обмена: во время стресса концентрация глюкозы, холестерина и триглицеридов увеличивалась.
Реакция организма на стресс зависит от возраста. У студентов дневного отделения во время стресса более выражено повышался уровень глюкозы в крови, а у студентов вечернего отделения достоверно увеличивались показатели липидного обмена.
Психоэмоциональный стресс увеличивает процессы свободнорадиканьного окисления в организме: концентрация малонового диальдегида в крови студентов повышалась во время экзамена.
Список литературы:
1. Асинова М. И., Белая И. И. Липидный обмен и социальная адаптация.// Клиническая герантология, 2001, №7, с 18 - 21.
2. Барабой В.А., Брехман И.И., Голотин В. Г., Кудряшов Ю.Б. Перекисное окисление и стресс. - СПб.: Наука,1992. - с. 20 -24.
3. Белоусов С. С. Перекисное окисление липидов и антиоксидантная терапия при ишемической болезни сердца. - горький: ГМИ им. С. М. Кирова, 1988. - с 74- 79.
4. Губачёв Ю. М., Иовлев Б. В. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. - М.: Медицина, 1976. С.30 - 46.
5. Судаков К. В. Юматов Е. А. Эмоциональный стресс в современной жизни. М.: Союзмединформ, 1991, с 1 - 3, 60 - 36.
|