Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра психиатрии, наркологии и психотерапии ФПК и ППС
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 68-й научной итоговой студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 20-22 апреля, 2009 год); под реакцией академика РАМН В.В. Новицкого, член. корр. РАМН Л.М. Огородовой
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,5 мб)
Диагностическая группа тревожных расстройств имеет высокую распространенность и является одной из наиболее часто встречающихся на протяжении жизни человека. Данные национального исследования коморбидности в США [2] подтвердили, что тревожные рас-стройства являются наиболее представительной диагностической категорией, практически не уступающей депрессивным расстройствам; они характеризуются ранним возрастом начала возникновения, который по ретроспективным данным составляет примерно 11 лет. Их по-жизненная распространенность для лиц старше 18 лет равняется 28,8%, а в течение года час-тота тревожных расстройств составляет 18,1%. По косвенным расчетам В.Г. Ротштейна, М.Н.Богдана, М.Е.Суетина [1] в России общее число жителей, страдающих депрессивными и тревожными расстройствами и нуждающихся в помощи в настоящее время, составляет около 9 млн человек, т.е. 6–7% населения. Это около половины всех больных, нуждающихся в пси-хиатрической помощи (14% населения). Нужно отметить, что тревожные расстройства часто манифестируют в молодом и зрелом возрасте, когда человек трудоспособен и активен. По-этому большое значение имеет изучение распространенности тревожных расстройств среди молодых людей, а также определение тех особенностей личности, которые могут влиять на возникновение и течение тревожного расстройства. В этом отношении представляют интерес показатели личностной тревожности у студентов с различным уровнем тревоги.
Целью данного исследования явилось определение уровня тревоги у студентов лечебного и педиатрического факультетов и выявление зависимости между уровнем тревоги и показа-телями личностной тревожности исследуемых.
Были поставлены следующие задачи: выделить группы студентов с нормальным, субкли-ническим и клинически значимым уровнем тревоги; сравнить уровень личной тревожности у студентов из разных групп.
Контингент, материал и методы. В исследовании приняли добровольное участие 68 сту-дентов лечебного и педиатрического факультетов Сибирского государственного медицин-ского университета в условиях информированного согласия. При этом лиц мужского пола – 13, лиц женского пола – 55. Средний возраст студентов – 21,04±4,95.
В качестве методов исследования использовались оценочная клиническая шкала тревоги Шихана и личностная шкала проявлений тревоги (J. Teylor). Статистическая обработка дан-ных проводилась с использованием программы SPSS 11.5 с помощью критерия Крускала-Уолиса, критерия Мэнна-Уитни и рангового коэффициента корреляции Спирмена.
Обсуждение результатов исследования. В ходе исследования было выявлено, что среди обследованных студентов лица с нормальным уровнем тревоги составили 58,82% (40 чело-век), с субклиническим уровнем – 13,24% (9 человек), с клинически значимым уровнем тре-воги – 23,53% (16 человек).
Лица с низким уровнем личностной тревожности составили 2,94% (2 человека) от числа исследованных, со средним уровнем с тенденцией к низкому – 38,24% (26 человек), со сред-ним уровнем с тенденцией к высокому - 36,76% (25 человек), с высоким уровнем – 19,12% (13 человек), с очень высоким уровнем – 1,47% (1 человек).
Была обнаружена сильная положительная линейная зависимость между уровнем тревоги, полученным при тестировании с помощью оценочной клинической шкалы тревоги Шихана, и показателем личностной тревожности (r = 0,735, p < 0,001).
При сравнении уровня личностной тревожности в группах студентов с нормальным, суб-клиническим и клинически значимым и уровнем тревоги были выявлены статистически зна-чимые различия между группами с нормальным и субклиническим, а также с нормальным и клинически значимым уровнем тревоги (табл.)