Томский
политехнический университет
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 63-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2004 год)
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (формат .PDF, 4,2 мб)
Актуальность.
По данным исследований, около 40% всех
заболеваний у студентов связано с
психолого-педагогическими причинами
и здоровье во многом находится в прямой
зависимости от качества образовательного
процесса. Студенчество представляет
собой группу, находящуюся в зоне действии
многих факторов риска.
На
современном этапе здоровье стало не
только медико-биологической проблемой,
но и социально-педагогической категорией,
ориентированной на формирование у
человека иерархии потребностей, наиболее
благоприятных для его физического и
духовного саморазвития.
Понятие
"здоровье" рассматривается как
состояние равновесия между организмом
и окружающей средой, а оценка уровня
здоровья - способность организма
адаптироваться к разнообразным условиям
окружающей среды. Проблема здоровья
студентов привлекает внимание все
большего числа исследователей в разных
областях и наиболее продуктивным
считается адаптационный подход к его
изучению.
Под
адаптацией студента следует понимать
процесс приведения основных параметров
социальной и личностной характеристик
индивида в состояние динамического
равновесия с новыми условиями вузовской
среды как внешнего по отношению к нему
фактора - это функционирование, взаимосвязь
личности с широким кругом внешних
обстоятельств, ее саморазвитие.
Реакция
отдельных систем и органов человека на
различные внешние действия неоднозначна,
но в совокупности они составляют единый
механизм адаптации. При достаточно
сильном действии адаптационного фактора
может развиться состояние фрустрации,
с которым связано снижение социальной
и образовательной активности студента
и поэтому социологические компоненты
в период фазы срыва приобретают наибольшее
значение.
Физиологические
реакции, обеспечивающие гомеостаз, не
компенсируют действие неблагоприятного
фактора и организм может оказаться
беззащитным. Единственным способом
защиты организма выступают психологические
реакции, главным образом, поведенческого
типа. Формируется так называемый
поведенческий преферендум, который
хорошо описан для действия высокой и
низкой температуры. Существенной частью
его является минимизация тех форм
деятельности, которые могут усилить
влияние неблагоприятного фактора.
Вариативность
поведенческих реакций в первую очередь
определяется физиологическими
возможностями системных реакций: чем
больше сохранность физиологических
механизмов поддержания гомеостатического
регулирования, тем меньше отклонения
от нормативного поведения.
Цель
работы.
Комплексная
оценка текущего функционального
состояния организма, уровня психических
и физических резервов здоровья, выявление
факторов риска, способствующих
возникновению патологических состояний.
Выявление адаптационных возможностей
психики и организма студентов, влияющих
на обучение в вузе.
Материалы
и методы.
Исследование
проводилось на базе кафедры ФОЦ ТПУ
совместно с психологической службой и
кафедрой прикладной математики ТПУ. За
пять последних лет прошел обследование
практически каждый первокурсник и
накопленная база данных позволяет
нарисовать реальную картину состояния
здоровья поступающих учиться в ТПУ.
Сравнение уровня физического состояния
первокурсников неутешительно: наблюдается
тенденция к снижению уровня здоровья
(и у юношей, и у девушек).
Ежегодно
уменьшается количество студентов,
имеющих хороший уровень здоровья, и
растет число студентов с удовлетворительным
и ослабленным уровнем.
Обследование
2188 первокурсников, проведенное на базе
ФОЦ в текущем учебном году, выявило что
289 студентов (13,2%) отнесены к спецмедгруппе,
а 217 (9,9%) вообще освобождены от занятий
физическими упражнениями. У большинства
студентов наблюдается высокий порог
психофизической устойчивости при низком
уровне компенсаторно-приспособительных
возможностей сердечнососудистой
системы в неадекватной реакции организма
на нагрузку.
Выявлен
низкий уровень физического здоровья:
у 95% обследованных присутствуют жалобы,
характеризующие снижение общей жизненной
энергии организма (повышенная сонливость,
ощущение слабости, усталость, вялость,
головные боли); у 52% - жалобы ревматического
характера (боли 9 суставах и конечностях,
шее, пояснице, спине и т.п.); у 40% студентов
- "желудочные" жалобы; у 7%
-"сердечно-сосудистые" жалобы.
Выводы.
Одним
из выводов по данному исследованию
является выявление решающего влияния
на адаптационные возможности студентов,
психологических и социальных факторов,
среди которых особое значение имеют
тип темперамента и характер межличностных
отношений, складывающихся с преподавателями
и одногруппниками.
По
результатам обследования студентам
предоставляются индивидуальные
рекомендации по предпочтительным видам
физической и психической нагрузки,
организации учебной деятельности,
режима труда и отдыха. Формируются
группы студентов с повышенной личностной
тревожностью, эмоциональной неустойчивостью,
проблемами коммуникабельности для
дальнейшей работы посредством
психосоциальных методов с их индивидуальной
способностью к повышении ресурсных
возможностей психики и организма.
Формирование
баз данных на всех этапах обследования
обеспечивает динамический контроль
уровня здоровья студентов, выявление
нарушений адаптационных возможностей
организма, прогнозирование явлений
срыв адаптации, а также организации
оздоровительных мер с учетом будущей
профессиональной деятельности.
Список
литературы:
-
Физиолого-психологический
подход к проблеме здоровья студентов
/ Е.В. Ефимова, Е.К. Ароне, Е.В. Будыка,
В.А. Куприянов // Биологические науки.
- 1991. - № 6. - 56 с.
Адаптация
человека: оценка и прогноз / А.В. Ротов,
В.А. Медведев, Я.С. Пеккер, О.Г. Берестнева.
-Томск, 1997.
Моросанова
В.И. Диагностика индивидуально-стилевых
особенностей саморегуляции в учебной
деятельности студентов / В.И. Моросанова,
P.P.
Сагиев // Вопросы психологии. - 1994. - № 4.
- С.
134-140.
|