Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь
Эта работа опубликована в сборнике "НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ" – Сборник статей молодых ученых и специалистов / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск. - СГМУ. – 2003. – 268 с.
Скачать сборник целиком
В начале ХХ века было установлено, что людей можно разделить на определенные биоритмологические типы по времени повышения их работоспособности: «жаворонки» - с пиком работоспособности в утренние часы, «совы» - с максимумом работоспособности в вечернее время, «голуби» - с одинаковой работоспособностью в течение дня. Принято считать, что процесс формирования индивидуального биоритмологического профиля завершается к 17-18 годам [2]. У детей дошкольного возраста типология еще четко не сформирована, но имеются генотипические предпосылки к ее развитию. Окончательное становление цикла сна-бодрствования, одной из основных характеристик хронотипа, происходит к 3-5 годам.
Проблемой тревожности занимались многие зарубежные и отечественные ученые, такие как З. Фрейд (1936), Дж. Тэйлор (1953), Ч. Спилбергер (1966), А. И. Захаров (1986), Б. Кочубей (1990), А. М. Прихожан (1998), Л.И. Губарева (2001) и др. Тревожность как свойство человека указывает на его склонность воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающих и реагировать на них появлением эмоционального состояния тревоги.
Разные авторы указывают на наличие определенной связи между биоритмологическими типами работоспособности и поведенческими, психологическими особенностями [3,4]. Существует мнение, что регулярные суточные вариации работоспособности отражают циркадные ритмы психологических процессов, подобные ритмам физиологических функций []. В связи с
этим целью настоящего исследования было изучение динамики уровня тревожности в течение дня у детей с различными хронотипами.
В соответствии с целью были обследованы 58 воспитанников МДОУ №1 5-7 летнего возраста. Педагогическая направленность дошкольного учреждения определяется ранним изучением английского языка и опережающим разносторонним развитием личности.
Тревожность оценивалась с помощью детского теста Р. Теммл, М. Дорки и В. Амен. Определение хронобиологического статуса проводилось по разработанной и опробованной нами методике на основе опросника Хорна-Эстберга. В модифицированном варианте вопросы адресовались родителям обследуемых. Результаты тестирования были подтверждены при индивидуальной беседе с воспитателями, а также данными физиологического обследования, полученными с помощью прибора «Мир-05». Физиологическое состояние оценивалось по следующим показателям: частота сердечных сокращений, индекс напряжения, мода, амплитуда моды. Анализ этих параметров позволяет оценить состояние и степень напряжения регуляторных систем организма.
Все тесты проводились по вторникам и средам, так как изменение функционального состояния организма имеет циркасептальный ритм, и оптимальные значения приходятся именно на эти дни [2].
Все обследованные были разделены на три группы: 1) с оптимумом работоспособности в утренние часы - «жаворонки» - 24 %; 2) с оптимумом работоспособности во второй половине дня - «совы» - 19 %; 3) с одинаковой работоспособностью в течение дня - «голуби» - 57 %. Мы условно разделили последних на «утренних» (29 %) и «вечерних» (28 %) «голубей», в зависимости от того, приходилось оптимальное физиологическое состояние организма на первую или на вторую половину дня.
Для определения динамики уровня тревожности (УТ) тестирование проводилось два раза в течение дня: с 9 до 12 ч и с 15 до 17 ч.
Анализ результатов тестирования УТ показал, что 36 % «сов» утром имеют повышенный УТ, во второй половине дня - 18 %. «Жаворонки» во второй половине дня имеют повышенный УТ в 65 % случаев, утром - в 35 % случаев. Аналогичные результаты были получены при обследовании «утренних голубей». 50 % «вечерних голубей» утром имеют повышенный уровень тревожности, во второй половине дня - 43 %.
Анализ динамики УТ показал, что у 100 % детей «сов» УТ утром выше, чем во второй половине дня. У «жаворонков» в 93 % случаев УТ в первой половине дня ниже, чем во второй. У «вечерних голубей» в 63 % случаев тревожность утром выше, чем вечером. У 37 % представителей этой группы УТ не изменяется. У 70 % «утренних голубей» УТ утром был ниже, чем во второй половине дня. У оставшихся 30 % детей этот показатель не изменился.
В целом результаты настоящих исследований показали, что УТ изменяется в течение дня в соответствии с изменением функционального состояния организма в зависимости от хронотипа ребенка. Причем у детей с определившимся хронотипом совпадения наблюдаются в 96 % случаев. У «голубей» подобная зависимость прослеживается в 67 % случаев. Можно сказать, что УТ является критерием эндогенной ритмической организации функций организма и показателем адаптации.
Литература:
1. Гехт К., Реберг Г. Хронопсихофизиология - хронопсихопатология // Хронобиология и хрономедицина. Астрахань,1988. с. 9-10
2. Губарева. Л.И. Экологический стресс. - СПб.: Изд-во «Лань»,2001. - 448 с.
3. Доскин В. А., Куинджи Н.Н. Биоритмологическме ритмы растущего организма. - М.: Медицина, 1989. - 224 с.
4. Рыбаков В.П. Биоритмы на службе здоровья. - М.: Советский спорт, 2001. - 112 с.
|