Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике "НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ" – Сборник статей молодых ученых и специалистов / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск. - СГМУ. – 2003. – 268 с.
Скачать сборник целиком
Учебная деятельность студентов обладает рядом специфических особенностей, связанных с необходимостью усвоения и переработки значительных количеств информации, часто в условиях дефицита времени. Кроме того, при обучении в высшей школе значительное внимание уделяется самоподготовке к занятиям. В связи с этим, с целью облегчения задачи поиска необходимой информации и создания возможности для самостоятельного обучения на кафедре нормальной физиологии Сибирского медицинского университета в учебный процесс были введены занятия с электронным учебником по нормальной физиологии, созданным на этой кафедре. Он разрабатывался как Internet-приложение и состоит из нескольких разделов, включающих рисунки, таблицы и анимацию.
Задачей нашего исследования было изучение возможных изменений параметров высшей нервной деятельности студентов, работающих с электронным учебником по нормальной физиологии. Для этого привлекались студенты 2 курса лечебных факультетов в возрасте 17-20 лет, которые образовали две группы: в первую - контрольную - вошли 18 человек, которые занимались по обычной программе, во вторую - 17 человек, в учебный план занятий которых была включена часовая работа с учебником.
Для исследования психофизиологического состояния применялись следующие методики: простая светомоторная и звукомоторная рефлекторные реакции, светомоторная реакция с дифференцировкой, тест "индивидуальная минута", а также измерение объёма краткосрочной механической памяти на двузначные числа.[1] Перечисленные тесты реализованы в компьютерном варианте. Субъективное состояние контролировалось с помощью теста САН (самочувствие-активность-настроение). Оценка педагогической эффективности производилась по результатам компьютерного тестирования (набор из 20 вопросов по пройденной теме) . Все результаты были обработаны с применением критерия знаков и критерия Манна-Уитни при уровне значимости p<0,05 в пакете статистических программ Statistica 6.0.
На принятом уровне значимости обнаружены достоверное увеличение времени запаздывания реакции на движущийся объект у студентов опытной группы после работы с учебником. Анализ теста САН выявил статистически достоверное снижение самочувствия по окончании работы с учебником. Результаты тестирования по теме занятия не выявили различия между контрольной и опытной группой.
Таким образом, можно говорить о некотором снижении умственной работоспособности у студентов, использовавших в течение занятия электронную версию учебника, так как наблюдается увеличение времени реакции запаздывания, что позволяет косвенным образом судить о возникновении процесса торможения. Кроме того, наблюдается субъективное ухудшение самочувствия. Относительно педагогической эффективности следует сказать, что этот вопрос требует дополнительного изучения, в долговременном аспекте, по результатам сдачи зачётов и экзаменов.
Литература:
1. Загрядский В.П., Сулимо-Самуйлло З.К. Методы исследования в физиологии труда. "Наука", 1976. -93 с.
|