Новосибирская государственная медицинская академия, г. Новосибирск
Эта работа опубликована в сборнике "НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ" – Сборник статей молодых ученых и специалистов / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск. - СГМУ. – 2003. – 268 с.
Скачать сборник целиком
В современной психологии исследование идентичности ведется по двум направлениям: содержательном и процессуальном. Цель данного исследования состоит в описании динамики защитных механизмов личности, как одной из процессуальных характеристик идентичности личности, студента в период нормативного кризиса старшего подросткового возраста. Сохранение самоуважения, поддержание сильного, непротиворечивого, позитивного чувства собственного Я, состояния стабильной идентичности - одна из главных функций защитных механизмов (2).
Материалы и методы исследования. В данном исследовании принимали участия 68 студенток второго курса Новосибирской государственной медицинской академии. На первом этапе работы оценивалось состояние идентичности данной выборки. По результатам вся выборка была в итоге разделена на две группы: «стабильную» и «нестабильную». На втором этапе исследования изучались механизмы психологической защиты в группах со «стабильной» и «нестабильной» идентичностью. Защитные механизмы личности исследовались стандартизированным, минимизированным вариантом тест-опросника «Механизмы психологической защиты по З. Фрейду» (Уфимская батарея тестов, Г. А. Аминев, 1995). На основе результатов тестирования различаются 13 защитных механизмов: аскетизм, вытеснение, замещение, идентификация с агрессором, интеллектуализация, отрицание, обратное чувство, подавление, проекция, рационализация, реактивное состояние, регрессия и сублимация.
Анализируя экспериментальные показатели средних значений защитных механизмов в двух группах, выявлено: в обеих группах значения по шкале «идентификация с агрессором» ниже относительно «нормальных» средних значений, предложенных Г. А. Аминевым. В группе со стабильной идентичностью показатели по шкалам: замещение, интеллектуализация, рационализация выше «нормальных» средних значений, а по шкале реактивное образование -ниже. Встраивание студентов во «взрослую» социальную жизнь сопровождается неизменно такими эмоциями как гнев и страх. Для сдерживания эмоций гнева и страха и предназначен механизм замещения. Также как и механизмы интеллектуализации и рационализации актуализируются из-за боязни совершить ошибки, разочарования, и предназначены для сдерживания эмоций ожидания и контроля (1).
В группе с нестабильной идентичностью все показатели по шкалам отрицание, регрессия и сублимация ниже средних значений. Получается, что в ситуациях, где спонтанность и удивление являются наиболее целесообразными, студенты как бы «провисают», не имея возможность адекватно отреагировать. Низкие средние показатели по шкале отрицание могут косвенно подтверждать нестабильное состояние личности и недифференцированность в восприятии, где человек берет на себя диффузную ответственность, не определяя точно свои границы. Сублимация, как зрелый защитный механизм, не является ведущим в группе с нестабильной идентичностью.
Заключение. Очевидно, лица со стабильной идентичностью предпочитают, в целом, более зрелые механизмы психологической защиты, что способствует более продуктивному и менее травматическому выходу из нормативного кризиса подросткового возраста.
Литература:
1. Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика, Мытищи, 1996.
2. Соколова Е.Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М: Sv - Аргус,1995.
|