Сибирский государственный
медицинский университет, г. Томск.
Кафедра общей и дифференциальной
психологии
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 66-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2007 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Скачать сборник целиком (формат .PDF, 1,5 мб)
В настоящее
время вопросы, затрагивающие гендерную
проблематику, входят в число наиболее
часто исследуемых в предметных рамках
самых разных наук и областей знаний о
человеке. Особенно пристальное внимание
уделяется проблемам гендерной социализации
личности, которая является неотъемлемой
частью общего процесса социализации,
который рассматривается, с одной стороны,
как процесс адаптации и интеграции
человека в обществе, а с другой - как
процесс саморазвития и самореализации
личности в социальной среде. По современным
представлениям, гендерная социализация
личности протекает в двух направлениях:
1) усвоение индивидом социального опыта,
психосексуальных установок, ценностных
ориентаций и определенных способов
поведения и деятельности, присущих
представителям того или другого пола;
2) формирование гендерной идентичности,
которое включает познание своего
сходства и различий с представителями
своего и противоположного пола, а также
эмоциональную оценку себя как представителя
определенного пола и самоутверждение
«Я» как представителя определенного
пола в общении и деятельности [2]. Активная
личность, стремясь к свободе и
независимости, расширяет свой личный
опыт и обеспечивает реализацию своей
индивидуальности; при этом индивид
может в той или иной степени отходить
от полового эталона. При этом, немаловажным
является тот факт, что негативное
восприятие собственной идентичности
(особенно, если имеет место та или иная
степень такого отхождения от «нормы»)
ведет к построению конфликтного типа
самовосприятия, влияющего деструктивно
на личность в целом [2]. Все это
свидетельствует об актуальности изучения
факторов, влияющих на формирование
позитивного гендерного самосознания,
и, соответственно, факторов, влияющих
на негативное восприятие собственной
гендерной идентичности. На сегодняшний
момент не сформировано единого
представления о том, какие факторы
являются определяющими в процессе
гендерной социализации. Не найден
однозначный ответ на вопрос, что является
первичным в становлении гендерной
идентичности личности: биологический
фон, на базе которого формируются
социально-психологические качества
личности или социум, влияние которого
в постнатальный период нивелирует
генетически детерминированные особенности
поведения. На наш взгляд, первичная
(определяющая) детерминанта в становлении
гендерной идентичности не может быть
найдена пока вопрос сформулирован
подобным образом. Попытка перенести
научный спор о влиянии биологического
и социального на процесс развития
человека не приемлема в области гендерных
исследований, где биологическое и
социальное не отрицаются как факторы,
влияющие на то или иное поведение, а
рассматриваются не в противоречии друг
с другом, а во взаимосвязи. Причем
взаимосвязь биологического и социального
(которая начиналась, согласно традиционным
взглядам, с момента рождения ребенка,
когда социальный опыт, передаваемый от
матери и других людей и, соответственно
усваиваемый ребенком - таким образом,
суть взаимосвязи заключалась в наслоении
«социального» на «биологическое»,
сформированное в пренатальный период)
должна быть рассмотрена с иных позиций.
А именно, взаимосвязь биологического
и социального начинается не с момента
рождения, а с момента зачатия и
выстраивается в структуру индивидуального
опыта конкретной личности, который
влияет на процессы закладки мозга в
онтогенезе и, одновременно, определяет
характер усвоения информации извне
(усвоение социального опыта).
Целью нашего
исследования является изучение
особенностей и механизмов формирования
гендерной идентичности женщин. На наш
взгляд, изучение этих особенностей и
механизмов возможно опосредованным
путем, а именно через подробный анализ
факторов, влияющих на формирование
гендерных устойчивых представлений о
собственной личности (собственно
идентичности) и вкладе каждого из этих
факторов в процесс становления гендерной
идентичности.
Формулировка
задач исследования исходит из того,
какие непосредственно факторы мы берем
во внимание для их последующего изучения.
Набор исследуемых нами факторов, в свою
очередь, зависит от вероятности того,
что объективное изучение данных факторов
возможно с использованием имеющегося
в нашем распоряжении инструментария.
Факторы,
взятые нами для изучения их влияния на
процесс формирования гендерной
идентичности: 1) соматотип и особенности
полового развития; 2) формально-динамические
характеристики, как психофизиологические
особенности индивида; 3) социальная
ситуация развития.
Основными
задачами исследования стали следующие:
1) определить для каждого испытуемого
в исследуемой выборке: гендерный тип
личности, формально-динамические
характеристики; особенности полового
развития и соматотипа; индивидуальные
особенности процесса социализации
(субъективно оцениваемую степень влияния
различных факторов (семьи, школы и т.д.)
на течение этого процесса); 2) выявить
наличие/отсутствие определенной
взаимосвязи между формально-динамическими
характеристиками, особенностями полового
развития, конституциональными данными
и индивидуальными особенностями процесса
социализации на формирование того или
иного гендерного типа личности; 3)
определить характер этой взаимосвязи,
если таковая имеет место, и сделать
соответствующие выводы.
Общий объем
выборки исследования составили 50 женщин
в возрасте от 16 до 20 лет, студенток СибГМУ
г. Томска. Объектом исследования является
гендерная идентичность. Предметом для
исследования стали, соответственно,
факторы, влияющие на формирование
гендерной идентичности. Основные методы
исследования: 1) письменный опрос с
использованием следующих методик:
опросника БЕМ (русская версия Bem
Sex Role
Inventory, 1974г.); опросника
формально-динамических свойств
индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова;
социально-демографической анкеты;
анкеты гендерной социализации личности;
2) антропометрические измерения; 3)
структурированная беседа.
В процессе
исследования было выявлено следующее:
1) содержание гендерной идентичности
формируется неслучайным образом; 2)
существует ряд непричинно-следственных
связей между каждым из исследуемых
факторов: формально-динамическими
характеристиками, социальной ситуацией
развития, соматотипом и особенностями
полового развития.
Таким образом,
можно сделать вывод, что гендерная
идентичность есть результат формирования
многочисленных взаимосвязей между
формально-динамическими характеристиками,
социальной ситуацией развития, соматотипом
и особенностями полового развития. А
именно - гендерная идентичность не
является результатом действия какого-либо
конкретного (первичного, детерминирующего)
фактора, лежащего в основе ее формирования,
а складывается собственно как одна из
структур индивидуального опыта в
процессе развития личности.
Список литературы:
-
Берн, Ш. Гендерная
психология. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК,
2004. - 320 с.
-
Клецина, И.С. Психология
гендерных отношений. - СПб.: АЛЕТЕЙЯ,
2004.
|