Сибирский государственный
медицинский университет, г. Томск.
Кафедра клинической психологии и
психотерапии
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 66-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2007 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Скачать сборник целиком (формат .PDF, 1,5 мб)
Бронхиальная
астма (БА) - это хроническое
воспалительное заболевание дыхательных
путей (преимущественно бронхов) с их
обратимой обструкцией, проявляющееся
приступами удушья или астматическим
статусом. В результате увеличения числа
больных хроническими заболеваниями
легких, аллергизации населения,
загрязнения воздушной среды, широкого
использования антибиотиков, вакцин,
сывороток отмечается рост заболеваемости
БА и смертности, который протекает на
фоне все более усовершенствующихся
программ медикаментозного лечения,
методов и средств фармакологического
вмешательства. Это противоречие
свидетельствует о необходимости
применения интегративного подхода к
пониманию этиологии, патогенеза, клиники
и терапии БА и об актуальности рассмотрения
БА в психосоматическом ключе для поиска
решения основных проблем, связанных
прежде всего с созданием терапевтических
программ на пересечении медицинских и
психологических дисциплин [2].
С развитием
психосоматической медицины и представлений
о психосоматических взаимодействиях
появились объективные данные о
психологических особенностях заболевания.
Так, у пациентов с БА отмечаются
противоречия между "желанием нежности"
и "страхом перед нежностью". По
мнению Ф.М. Александера, у астматиков
выражена сильная бессознательная
потребность в защите и ласке со стороны
матери (или лица, ее заменяющего). Приступы
БА развиваются при
фрустрации этой потребности. В семье,
как правило, имеет место подавление
инициативы ребенка со стороны родителей;
не поощряется спонтанность и выражение
эмоций. Более 30% больных страдают
депрессией, испытывают многочисленные
страхи: некупированного приступа, смерти
от удушья, сна (удушья во сне). Для больных
БА характерны: недоверчивость,
подозрительность, алекситимия,
неспособность вербализировать эмоции,
желание быть признанными окружающими,
положительная оценка отношений с
родителями, особенно с матерью, высокая
склонность к вытеснению психотравмирующих
факторов. Тип психологической реакции
на болезнь, как правило, ипохондрический,
сопровождающийся негативной оценкой
личностных и социальных последствий
БА и тотальным уходом в болезнь, с
постоянным ожиданием приступа и низкой
потребностью к выздоровлению и обвинением
окружающих в наступлении болезни [2].
Анализ
объективно существующей психологической
стороны БА свидетельствует о важности
проведения терапевтических и
реабилитационных мероприятий, направленных
на работу с существующими психосоматическими
взаимосвязями при БА. С этих позиций
было бы справедливым утверждать, что
современный подход к лечению больных
БА должен носить интегративный характер
и осуществляться комплексно в процессе
взаимодействия трех специалистов:
терапевта - аллерголога
- психотерапевта (клинического
психолога). Таким образом, появляется
необходимость дополнения существующих
программ лечения БА программами
психотерапевтической интервенции. В
настоящее время не существует универсальной
«психосоматической» психотерапии при
БА. Однако, учет
психологических особенностей личностей
с исследуемым заболеванием позволяет
определить первостепенные цели и задачи
терапии, которые определяют выбор
направления и собственно методов
психотерапевтической интервенции. Так,
при работе с больными БА большое значение
в ходе психотерапии
имеет преодоление у больного выраженной
зависимости от других
людей (в частности врача), обучение
возможности самостоятельно облегчать
приступ, освоение техник
расслабления и дыхания, приобретение
навыков распознавания и выражения
эмоций, осознание выраженных противоречий
в поведении и эмоциональных реакциях
и дисфункциональных когнитивных
убеждений [1].
На
основании имеющиеся в литературе данных
о психотерапевтическом вмешательстве
при БА, мы разработали один из возможных
вариантов комплексной программы
психотерапевтической интервенции,
учитывающий общие принципы работы
с психосоматическими взаимодействиями,
а также цели и задачи психотерапевтических
мероприятий в рамках психосоматической
психотерапии. Разработанная
нами программа затрагивает психологические
стороны заболевания и осуществляется
методами телесно-ориентированной,
семейной, когнитивно-бихевиоральной
психотерапии в рамках интегративного
подхода в несколько этапов: 1)
информационно-мотивирующий, заключающийся
в создании положительной установки на
терапию, переводе мотивации из внешней
во внутреннюю; 2) тренинг «самораскрытия»,
заключающийся в безоценочном характере
обсуждения демонстрируемых пациентами
эмоциональных экспрессий, что способствует
распознаванию фокуса вытесненного
конфликта и сопровождается усилением
симптомов депрессии и тревоги при
одновременном уменьшении физиологических
жалоб; 3) тренинг управления эмоциональным
состоянием, в процессе которого
презентируются две когнитивные модели
дисфункционального эмоционального
поведения - «игнорирование» и
«индуцирование» негативных эмоций, что
служит предпосылкой для овладения
моделью когнитивного совладания и
управления эмоциями, которая включает
маркировку эмоций в условиях их слабой
интенсивности, регистрацию автоматических
мыслей, сопутствующих неприятным
переживаниям, дистанцирование (разведение
своих мыслей и объективной реальности)
и конфронтацию с неадаптивными мыслями
и развитие альтернативной логики; 4)
психоаналитическая проработка прошлого
опыта, реализующаяся в технике «оживления
детских переживаний» и посвященная
изживанию негативного опыта прошлого,
который нужно «оплакать и осмыслить»;
5) анализ и проработка личных проблем и
выявление личностных ресурсов,
заключающиеся в переформулировке
«соматизированных» проблем в термины
внутренней жизни, например, вместо «мне
трудно дышать» - «мне трудно доверять
людям»; 6) бихевиоральный тренинг новых
способов поведения, расширение их
репертуара и апробация эффективных
поведенческих моделей в реальной жизни
[1].
У пациентов
с БА выявляется ряд дезадаптивных
убеждений и противоречий (например, «я
не хочу, но я должен»), демонстрируемых
ими в поведении, межличностном
взаимодействии. Работа психотерапевта
(клинического психолога) заключается
в том, чтобы помочь больным осознать
собственные дезадаптивные убеждения,
противоречия и механизмы их формирования,
а также сконструировать возможную
альтернативу этим убеждениям в качестве
коррекционного убеждения. Основными
приемами телесно-ориентированной
психотерапии, использующимися при
работе с больными БА, являются следующие:
1) прямое физическое воздействие,
позволяющее противодействовать защитным
механизмам, дестабилизирующим
функционирование психики; 2) дыхательные
упражнения с целью формирования
возможности дыхательной саморегуляции;
3) анализ причин напряжения отдельных
групп мышц и стесненного неполноценного
дыхания совместно с клиентом.
Предложенный
нами вариант программы психотерапевтической
интервенции при БА может быть использован
в комплексной терапии пациентов с данным
заболеванием. Разработка программы
проводилась с учетом общих принципов
работы с психосоматическими
взаимодействиями, а также целей и задач
психотерапевтических мероприятий в
рамках психосоматической психотерапии.
Список литературы:
-
Антропов, Ю.Ф.,
Шевченко, Ю.С. Лечение детей с
психосоматическими расстройствами. -
СПб: Речь, 2002. - 560 с.
-
Сидоров, П.И., Парняков,
А.В. Введение в клиническую психологию:
Т. II: Учебник для студентов
медицинских вузов. - М.: Академический
Проект, 2000.
|