Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева (г. Чебоксары)
Эта работа опубликована в сборнике "Науки о человеке": материалы VI конгресса молодых ученых и специалистов / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск: СибГМУ. – 2005. – 120 с.
Скачать сборник целиком
Как известно, в период экзаменационной сессии происходит усиление напряжения механизмов адаптации и формирование стресса [2]. Целью настоящего исследования явилось изучение регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы студентов в период экзаменационной сессии.
Материал и методы. Было обследовано 46 студентов пятого курса, средний возраст которых составлял 21,3 года. Обследование проводилось дважды: в межсессионный период и непосредственно перед экзаменом.
В качестве оцениваемых показателей были выбраны: ЧСС, АД и показатели функционирования ВНС, оцененные путем анализа последовательности кардиоинтервалов (АМо, АХ, Мо, «стресс-индекс» (SI), LF, HF, LF/HF и pNN50).
Все обследованные нами студенты были условно разделены на пессимистов, реалистов и оптимистов (по отношению планируемой и полученной оценок) [3]. Определение прогнозируемой и полученной оценки проводилось непосредственно перед и после сдачи экзамена.
Регистрация и анализ сердечного ритма осуществлялся с помощью программно-аппаратного комплекса Orto Expert. Испытуемый находился в состоянии покоя, лежа не менее 5 мин до начала регистрации кардиоинтервалов [5]. Оценка АД осуществлялась методом Коротко-ва согласно требованиям МЗ РФ [4].
Результаты и их обсуждение. В ходе исследования установлено, что у большинства студентов перед экзаменом произошло повышение ЧСС (у 66,67%), САД (у 58,62%) и ДАД (у 72,41%). В наибольшей степени ЧСС повысилась у пессимистов и реалистов, ДАД - у реалистов (р<0,02).
Изучение динамики основных показателей сердечного ритма позволило установить, что для группы студентов с повышением ЧСС (первая группа) характерен прирост АМо (с 37,79 до 42,13; t=1,7; p<0,05), а при понижении ЧСС (вторая группа) изменение АМо слабо выражено. Одновременно в первой группе отмечается снижение уровня показателя AX (c 0,32 до 0,25; t=2,2; p<0,05) и Mo (c 0,83 до 0,70; t=2,7). Как результат, в группе с увеличением ЧСС, происходит существенный рост SI (с 97,64 до 138,23; t=2,21; p<0,05). Кроме того, наблюдалось уменьшение абсолютного значения спектральной мощности LF (с 3020,53 до 1600,90; t=2,1; p<0,05), что, согласно Ноздрачеву А. Д. и Щербатых Ю. В. [1], может свидетельствовать об уменьшении парасимпатического влияния. Аналогичная динамика отмечается и для абсолютного значения мощности волн высокочастотного компонента ВСР, однако, выраженность этих тенденций в группах с понижением и повышением ЧСС различно, вследствие чего, в группе с повышением ЧСС отмечается некоторое увеличение соотношений средних значений низкочастотных и высокочастотных компонентов ВСР, что может указывать на повышение относительной активности подкоркового симпатического нервного центра. На снижение парасимпатического тонуса под влиянием стресса указывает также достоверное снижение PNN50 (до экзамена - 29,63; в период экзамена - 20,92; p<0,02).
Исследование изменений показателей ВСР в зависимости от соотношения прогнозируемой и полученной на экзамене оценке показало, что индивидуальные особенности отношения студентов к экзамену оказывают существенное влияние на изменение уровня SI непосредственно перед экзаменом по отношению к уровню в межсессионный период (F=3,97; p=0,03). Во всех группах студентов имело место повышение «стресс-индекса», при этом наибольший уровень изменения SI отмечается у «пессимистов», а наименьший - у «реалистов».
Заключение. Полученные нами данные указывают на наличие существенной индивидуальной вариабельности изменений параметров функционирования сердечно-сосудистой системы и вариабельности сердечного ритма в период экзаменационного стресса.
Литература:
1. Ноздрачев А.Д. Современные способы оценки функционального состояния автономной (вегетативной) нервной системы // Физиология человека. 2001. Т. 27. №6. С. 95-101.
2. Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. М., 1998. 268 с.
3. Юматов Е.А. Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов // Физиология человека. 2001. Т. 27. №2. С. 104-111.
4. О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией в Российской Федерации (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации №4 от 24. 01. 2003) // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2003. Т. 6. №2. С. 26-43.
5. Task Force of the European Society of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electrophysiology. Heart Rate Variability. Standards of Measurements, Physiological Interpretation, and Clinical Use // Circulation. 1996. V. 93. №5; Р. 1043-1065.
|