Сибирский государственный
медицинский университет, г. Томск. Кафедра акушерства
и гинекологии.
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 66-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2007 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Скачать сборник целиком (формат .PDF, 1,5 мб)
За историю
существования Сибирского государственного
медицинского университета были
сформированы крупнейшие научные школы
со сложившимися традициями высшего
медицинского образования. Уникальным
примером такой научной школы является
кафедра акушерства и гинекологии,
ведущая свою историю с первых лет
существования медицинского факультета
Томского университета.
В мае 1891 г.
Грамматикати Иван Николаевич организовал
кафедру акушерства и женских болезней
медицинского факультета Томского
университета.
В 1905 г. И.Н.
Грамматикати основал Акушерско-гинекологическое
общество на базе медицинской секции
Общества естествоиспытателей. Это
способствовало бурному развитию научной
деятельности среди врачей и одаренных
студентов. Только за период с 1905 по 1914
г. на заседаниях общества было заслушано
80 докладов, из них 10 были представлены
студентами (Левашов, Маклионов, Сорокин,
Мочалов, Ильинский, Зотов, Лотоцкий,
Баталин, Соломина и Гордьева) [2].
С 1891 по 1912
г. студенческий кружок на кафедре
акушерства и гинекологии еще не был
сформирован. Научная работа проводилась
студенческим научным обществом им. Н.И.
Пирогова, где на общих собраниях слушались
научные доклады. Заседания проводились
1-2 раза в месяц с разрешения ректора
университета. На таких заседаниях всегда
присутствовали представители полиции
для предупреждения крамолы.
В 1912 г. Иван
Николаевич Грамматикати впервые
организовал научно-студенческий кружок.
Первая опубликованная студенческая
работа от кафедры акушерства и женских
болезней вышла под названием "К
казуистике патологической анатомии
фибромиом матки".
Продолжил
работу студенческого кружка при кафедре
акушерства и гинекологии в 1924 г. и
возглавил профессор Горизонтов Николай
Иванович (1917-1932). Кружок работал нерегулярно
и просуществовал недолго, возобновил
он свою деятельность 9 марта 1937 г. при
Бутовском Михаиле Константиновиче
(1932-1939) [1]. С 1937 по 1941 г. на заседаниях
кружка было сделано 16 докладов, из них
7 - студентами. Практиковались демонстрации
больных, проводились клинические обходы
с профессором, решались организационные
вопросы.
С началом
Великой Отечественной войны, во время
заведования кафедрой профессором В.К.
Чайковским (1940-1945), научный кружок вновь
прекратил свою деятельность, Работа
возобновилась по инициативе профессора
Бориса Сигизмундовича Пойзнера
(1945-1968) в 1945 г. С этого времени кружок
работает непрерывно по определенному
кафедрой плану. Ежегодно в кружке
занималось по 25-30 студентов.
Совместно со студентами - кружковцами
Б.С. Пойзнер изучал влияние бетатрона
в лечении опухолей половой сферы женщин,
разрабатывалась оригинальная методика
местного обезболивания при кесаревом
сечении и гинекологических операциях.
С 1947 по 1962 г. студентами сделано 97
докладов, из них на годичных конференциях
- 39.
В 1969 г.
эстафету заведования кафедрой акушерства
и гинекологии приняла ученица профессора
Б.С. Пойзнера Анна Алексеевна Радионченко
(1969-1998). На кружках заслушивались
реферативные доклады на актуальные
темы акушерства и гинекологии, разбирались
интересные случаи. Важным этапом в
работе было приобретение практических
навыков, ночные дежурства в акушерской
и гинекологической клиниках и родильных
домах, ассистенция на операциях, участие
в профилактических осмотрах на
промышленных предприятиях и клинических
приемах [3].
Под руководством
А.А. Радионченко студенты-кружковцы
читали лекции на промышленных предприятиях,
в школах и стационарах по программам
ВОЗ и Минздрава СССР: «Репродукция
человека», «Охрана здоровья матери и
ребенка», «Планирование семьи»,
«Безопасное материнство», «Здоровье
человека в Сибири» [1]. Так, с 1970 по 1980 г.
было прочитано 150 лекций для населения.
С 1963 по 1980
г. кружковцами был сделан 141 доклад, из
них на годичных конференциях - 59.
Студенты выступали с сообщениями на
Всесоюзных студенческих конференциях
в Москве, Харькове, Куйбышеве, Новосибирске,
Барнауле, Иркутске. Опубликовано 35
студенческих работ («Физиология и
патология детей и подростков», 1968;
«Анатомия мышц маточной трубы», 1980 и
др.).
В 1972 г. на
Всесоюзной студенческой конференции,
посвященной 100-летию высшего женского
образования в России, грамотой отмечен
доклад студентки Н. Пангольской на тему
«У истоков женского врачебного образования
в России». В 1976 г. студенты П. Гынгазов
и Н. Перекольская на Всесоюзной
студенческой конференции в г. Москве
получили грамоту и премию.
С 1998 г.
кафедрой заведует д-р мед. наук профессор
Ирина Дмитриевна Евтушенко, которая в
настоящее время продолжает вековые
традиции кафедры, уделяя особое внимание
развитию научной студенческой работе
как важному этапу в становлении
профессиональных навыков и накоплению
опыта. Как и 115 лет назад, ведущее место
в деятельности кафедры занимает обучение
акушерству и гинекологии студентов,
врачей-интернов и ординаторов. Ежегодно
в стенах университета проходят подготовку
более 800 студентов.
Студенческий
научный кружок при кафедре акушерства
и гинекологии самый многочисленный в
университете (насчитывает более 60
студентов). Ежегодно не менее 10 лучших
студенческих работ представляются на
итоговую научную студенческую конференцию
СНО им. Н.И. Пирогова СибГМУ и занимают
призовые места. Студенты кружковцы
систематически выступают с докладами
на региональных, российских конференциях,
в соавторстве с научными руководителями
- сотрудниками кафедры - имеют публикации
в журналах «Акушерство и гинекология»,
«Морфология» и других центральных
российских и зарубежных изданиях.
В настоящее
время куратор кружка - Тихоновская
Ольга Анатольевна. Студенты-кружковцы
участвуют в разработке приоритетных
направлений научно-исследовательской
работы кафедры: лечение плода in utero,
применение вертикальных родов, решение
вопросов внутриутробных инфекций,
гестоза, патологии гемостаза при
акушерских осложнениях, применение
простагландинов Е1 в акушерстве,
обезболивание родов, лечение ретенционных
кист яичников, эндокринологическая
гинекология (вторичная аменорея,
предменструальный синдром, диагностика
и профилактика остеопороза) [1].
Таким образом,
в формировании профессии акушера-гинеколога
ключевым этапом развития является
научно-студенческий кружок. В связи с
этим повышение уровня знаний и умений
позволит в будущем легко оперировать
основными элементами научного и
практического познания, являясь важным
показателем профессионализма. Вследствие
этого педагогические стратегии,
направленные на расширение и углубление
научного поиска студентов, имеют большое
будущее и требуют также научного
разрешения.
Список литературы:
-
Кафедра акушерства
и гинекологии СибГМУ. И.Н. Грамматикати
(1858-1917). К 145-летию со дня рождения. / И.
Д. Евтушенко, А. А. Радионченко, Е. М.
Харитонова // Бюллетень сиб. мед. - 2003.
- № 4. - С. 13 - 21.
-
Краткий исторический
очерк Томского Университета за первые
25 лет его существования (1888-1913 гг.) -
Томск : Типо-литография Сибирск. Т - ва
Печатн. Дела, 1917. - С. 462 - 478.
-
К 110-летию кафедры
акушерства и гинекологии Сибирского
государственного медицинского
университета: Сб. науч. тр. / под ред. И.
Д. Евтушенко, А. А. Радионченко. - Томск
: СибГМУ, 2002. - 236 с.
|