Сибирский государственный медицинский
университет, г. Томск
Национальный
исследовательский томский политехнический университет
Учебно-методический
отдел факультета физической культуры
Кафедра
спортивно-оздоровительного туризма, спортивной медицины и физиологии
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам 71-й итоговой научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г. Томск, 14-16 мая 2012 г.), под ред. В. В. Новицкого, Н.В. Рязанцевой. − Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2012. − 335 с.
Скачать сборник (MS Word, 1 мб)
Скачать программу конференции
Актуальность. При активном восприятии
музыки физиологические ритмы человека резонируют и непроизвольно подстраиваются
под ее частотные и динамические показатели. Показано, что музыкальный темп,
ритм, структурное строение произведения и другие музыкальные факторы могут
подчинять себе ритм внутренних физиологических процессов. Одна из причин
физиологического воздействия музыки на человека заключается в том, что нервная
система и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический
раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично
как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Существует множество
вегетативных реакций нашего организма на музыку. Сердечно-сосудистая система
реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение.
В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается
артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. При раздражающем
характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее. Музыкальная
стимуляция уменьшает время двигательной реакции, повышает лабильность
зрительного анализатора, улучшает память и чувство времени, оживляет условные
рефлексы. В связи с этим являются актуальными исследования влияния музыкального
ритма на организм человека как в целом, так и на каждую систему в отдельности.
Цель. Изучить влияние ритмо-темповой
структуры занятий по аэробике на показатели вариабельности сердечного ритма.
Материал и методы. Объектом
исследования стали студентки, занимающиеся на специализации 'аэробика' кафедры
физического воспитания ТГУ, разделенные на три группы в зависимости от
темпо-ритмовой структуры занятий
(релакс-аэробика:115-125уд/мин;стэп-аэробика:135-140 уд/мин.;
аэробика-тайбо:145-160 уд/мин.). Анализ функционального состояния организма
проводили с помощью автоматизированного кардиоритмографического комплекса
'ЭКГ-триггер-МКА-02' по показателям сердечного ритма до и после занятия.
Результаты. В первой группе по
результатам спектрального анализа до и после выполнении нагрузки в основной
части занятия активность вазомоторного центра в регуляции сосудистого тонуса в
первой группе увеличилась, а во второй и третьей группе уменьшилась, причем в
третьей группе она снизилась больше, чем во второй, судя по показателю LF(%).
Показатель HF(%), характеризующий степень активности парасимпатической нервной
системы показал, что тонус парасимпатического отдела нервной системы в первой
группе повысился, а во второй и третьей понизился. Показатель VLF(%),
характеризующий степень вклада дополнительных звеньев регуляции управления,
увеличился в первой и третьей группах, во второй он понизился. Судя по
показателю ИВСВ, характеризующему вегетативный баланс, во второй группе
симпатическое влияние сменилось парасимпатическим, в первой и третьей группах
оно осталось неизменным. В первой группе индекс централизации управления ритмом
сердца уменьшился, за счет увеличения активности автономного контура, во второй
группе он увеличился за счет увеличения активности центрального контура, в
третьей же он увеличился за счет снижения активности автономного контура.
Увеличение ИЦ говорит об усилении центрального влияния на ритм сердца, что
приводит к вовлечению дополнительных звеньев регуляции ритма сердца при
увеличении темпо-ритмовой структуры занятия. По показателю ИАП мы можем судить об
активности сердечно-сосудистого подкоркового нервного центра по отношению к
более высоким уровням управления. В первой и второй группах его активность
увеличилась, в третьей же она снизилась.
Выводы. При увеличении темпо-ритмовой
структуры занятия по аэробике (140 уд.мин и выше) происходит включение
дополнительных звеньев регуляции сердечного ритма занимающихся.
|