|
Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф
Актуальность. Проблема страхования
медицинских работников, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий
ЧС очень актуальна, потому что, оказывая помощь пораженным в очаге, медицинский
работник сам подвергается воздействиям повреждающих факторов и имеет риск
смерти или несчастного случая при проведении спасательных работ по ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС.
Цель. Изучить условия безопасности
работ по медико-санитарному обеспечению населения в условиях ЧС на территории
Томской области (ТО).
Материал и методы. Мы изучили Федеральные законы, постановления
Правительства, приказы Минздравсоцразвития России, указы Президента РФ в
области государственных гарантий за компенсации в возмещении ущерба,
полученного при оказании помощи пострадавшим от ЧС. Провели их подробный
анализ, чтобы найти минимальный региональный уровень ответственности за
выполнение этих гарантий.
Так в Федеральном
законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера» от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ говорится, что граждане
Российской Федерации имеют право: «на медицинское обслуживание, компенсации и
социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций» (в
ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ); «на получение компенсаций и
социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении
обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. Федерального
закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
В
Федеральном законе «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от
22 августа 1995 года №151-ФЗ сказано, «что при приеме граждан в
профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные
аварийно-спасательные формирования на должности спасателей с ними заключается
трудовой договор (контракт), в котором закрепляются особенности и режим работы
спасателей; порядок и условия оплаты труда, социальные гарантии и льготы
спасателям; обязательство неукоснительного выполнения спасателями возложенных
на них обязанностей и распоряжений руководителей указанных
аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на дежурстве и
при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций». (в редакции
Федеральных законов от 05.08.2000 № 118-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от
07.11.2000 № 135-ФЗ, от 11.11.2003 № 139-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
Результаты. Изучив все нормативные
документы, мы получили следующие данные:
1. Право на проведение работ в
очаге ЧС имеют только медицинские работники Аварийно Спасательных Формирований
(АСФ).
2. В ТО нет ни одного
аттестованного медицинского АСФ.
3. Аттестации медицинских АСФ не
регламентировании правовыми и нормативными документами областного уровня.
4. В соответствии с законами
привлекаться к проведению аварийно спасательных работ (АСР) могут только
аттестованные работники (как спасатели) формирований зарегистрированные в
реестре МЧС как аттестованные.
5. Руководитель структуры базы
создания АСФ обязан аттестовать всех работников, привлекаемых на проведение АСР
и застраховать их как спасателей в соответствии с законом на случай смерти и
несчастных случаев при проведении спасательных работ, в том числе при
ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Выводы.
1. Ни один
медицинский работник ТО не имеет сегодня права работать в очаге ЧС.
2. Ни один
медицинский работник ТО не застрахован по своей профессиональной деятельности в
ЧС и при участии в проведении медицинских АСР. 3) Руководители структур и
медицинских организаций, являющиеся базой создания АСФ, обязаны, прежде чем
привлечь медицинских работников к АСР, аттестовать их, аттестовать АСФ и
застраховать спасателей в одной из страховых компаний в соответствии с законом.
|