|
ГОУВПО СибГМУРосздрава (г. Томск)
Эта работа опубликована в сборнике "Науки о человеке": материалы VII конгресса молодых ученых и специалистов / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск: СибГМУ. – 2006. – 167 с.
Скачать сборник целиком
Проблема демиелинизирующих заболеваний одна из самых актуальных в неврологии. Рассеянный склероз - наиболее распространенное демиелинизирующее заболевание ЦНС, которое поражает в основном лиц молодого, трудоспособного возраста и приводит на определенной стадии своего развития к инвалидизации. Характеризуется хроническим и в большинстве случаев прогрессирующим течением (1). При этом заболевании традиционно внимание уделяется двигательным, чувствительным и зрительным нарушениям, как наиболее клинически явным и инвалидизирующим больных, тогда как исследованию когнитивных нарушений уделяется недостаточно внимания и отводится второстепенная роль.
Когнитивные нарушения встречаются у большинства пациентов с рассеянным склерозом (РС) и могут существенно влиять на клиническую картину заболевания, серьезно нарушая многие виды ежедневной активности, снижая качество жизни, эффективность медикомен-тозной терапии, затрудняя процесс реабилитации. В связи, с чем очевидна необходимость всесторонней оценки нейропсихологических изменений у больных РС.
Материал и методы
Комплексное неврологическое, нейропсихологическое исследование проведено 30 больным с достоверным диагнозом РС по критериям Mc Donald, у всех пациентов диагностирована цереброспинальная форма РС. Обследовано 18 женщин (60%) и 12 мужчин (40%) в возрасте от 20 до 55 лет, средний возраст 34,0±7,8 лет. Средняя продолжительность заболевания составила 8,3±4,2 (от 1 года до 16 лет). У 22 пациентов (73%) установлен ремиттирующий тип течения, у 8 (27%)- вторично-прогрессирующее течение. Высшее образование имели 12 больных (40%), среднее специальное -40%, незаконченное высшее-10% и 10%-среднее образование.
Нейропсихологическое исследование проводилось с использованием тестов: PASAT, CVLT, BVMT-R, JLO, MMSE, системы методов, разработанной в школе А.Р. Лурия, пробы Шульта, батареи лобной дисфункции.
Исследование эмоционально-личностной сферы проводилось при помощи опросника де-прессивности Бека, опросника самооценки тревоги Цунга, шкалы тревоги Спилберга, госпитальной шкалы тревоги и депрессии.
Результаты и обсуждение. При анализе полученных данных у всех обследованных пациентов наблюдалось сужение объема непосредственного запоминания, нарушение поддержания активного внимания. Выявлены трудности усвоения программы, сложность переключения внимания, неустойчивость внимания, снижение скорости обработки информации. Когнитивные нарушения выявлены у 19 пациентов (63%), из них у 43%- легкие когнитивные нарушения, у 20%- умеренные. Когнитивный дефицит наблюдался примерно с равной частотой при разных типах течения: при ремиттирующем в 61%, при вторично-прогрессирующем в 60% случаев. Уже на ранних стадиях РС, при продолжительности заболевания от 1 до 5 лет когнитивные нарушения наблюдаются в 33%.
Выводы
Динамическое наблюдение при РС должно включать комплексную нейропсихологиче-скую оценку состояния пациента для своевременной диагностики, оценки когнитивных нарушений у пациентов с рассеянным склерозом. Полученные сведения позволят точнее определить клиническую картину и степень инвалидизации, что необходимо учитывать при лечении больных рассеянным склерозом и для оказания данной группе пациентов социальной помощи.
Список литературы:
1. Шмидт Т.Е., Яхно Н.Н. Болезни нервной системы. Москва, 2003 г.
|