Территориальный Центр медицины катастроф Астраханской области
В борьбе за охрану здоровья населения важное место занимает профилактика транспортного травматизма. Травматизм в настоящее время занимает одно из ведущих мест в структуре причин заболеваемости, инвалидности и смертности. Только от травм, связанных с автомобильным транспортом, ежегодно погибают тридцать пять тысяч граждан страны и получают тяжелые повреждения миллионы трудоспособных, полезных обществу людей. Общий уровень травматизма, в том числе и детского, не имеет пока тенденции к снижению Особенно отчетливо это видно в условиях промышленного города: уиленные темпы развития строительства, бурный рост количества транспортных средств создают повышенный риск травматизма как у взрослого, так и детского населения [1, 2, 3].
Целью работы явился анализ транспортного травматизма в Астраханской области. Материалом служила информация форм 5 Статуправления Астраханской области за 1989, 1996, 2003, 2004, 2005 годы; сведения территориального центра медицины катастроф Астраханской области о транспортных авариях за 2004, 2005 годы, о травмах и их исходах, полученных при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП).
В результате исследования были получены следующие материалы. Показатель смертности населения Астраханской области от внешних причин (XX класс МКБ-10), куда входят дорожно-транспортные происшествия, закончившиеся гибелью людей, постоянно увеличивается. Так, в 1989 году он был равен 1,482%○, в 1996г. – 1,9675%○, в 2003г – 2,095%○, в 2004 – 2,045‰, в 2005 – 2,007‰. Кроме того, постоянно изменяется структура смертности от временных причин. Так, в 1989 г. на первом ранговом месте находились неуточненные несчастные случаи (33,2%; 0,492 %○), на втором – самоповреждения (19,0%; 0,281%○), на третьем – ДТП (18,35%; 0,275%○), на четвертом – утопления (15,5%; 0,232%○), на пятом нападения, окончившиеся смертью (9,0%; 0,13%○%○ ), на шестом – отравления алкоголем (4,95%;0,0715%○). В 1996 году эта структура была следующей: на первом месте находились неуточненные несчастные случаи (38,95%; 0,746%○), на втором самоповреждения (21,7%; 0,408%○), на третьем – нападения (17,05%; 0,315%○), на четвертом – утопления (12,65%; 0,236%○), на пятом – отравления алкоголем (10,25%; 0,202%○), на шестом – ДТП (8,2%;0,152 %○). В 2003г. структура внешних причин снова изменилась: на первом ранговом месте находились повреждения с неопределенными намерениями (19,94%; 0,415%○), на втором – остались самоповреждения (19,83%; 0,396%○), на третье поднялись отравления алкоголем (12,15%; 0,254%○), на четвертое место сместились прочие случаи отравлений (9,68%; 0,202%○), на пятое - сдвинулись ДТП (8,83%; 0,185 %○), на шестое – опустились нападения (8,3%; 0,174%○), на седьмом – оказались утопления (7,9%; 0,166%○), на восьмом – неуточненные несчастные случаи (7,7%; 0,163%○), в 2004 – 2005 структура смертности от внешних причин осталась аналогичной. Следует указать на то, что в 1989 году частота смертности при ДТП была относительно высокой – 0,276%○), в 1996 году этот показатель уменьшился – 0,152%○); затем начался его рост: 0,185%○ – 2003г, 0,208%○ – 2004, 0,193%○ – 2005 год. При анализе причин смертности XIX класса(травмы и отравления, МКБ – 10) по форме 5 за 2003 год получено следующее: на первом ранговом месте находились неуточненные травмы (46,27%; 0,969%○), на втором – уточненные травмы (22,81%; 0,562%○), на третьем – неблагоприятные реакции на химические вещества (22,2%; 0,465%○). Среди уточненных травм повлекших за собой гибель людей, 61,4% составили травмы головы, 22,3% - травмы грудной клетки, 6,7% - травмы брюшной полости,5,7 – травмы шей, 3,9% - травмы конечностей. У детей 0-14 лет травмы головы составили 88,9%, травмы грудной клетки – 11,1%; у трудоспособного населения причины гибели от травм были следующими: травмы головы были у 64,5% погибших, травмы шеи – у 4,3%, травмы грудной клетки – у 23,8%, травмы брюшной полости – у 6,5%, травмы конечностей – у 3,2%; примерно, такие же соотношения были у лиц пенсионного возраста: 64,%; 4,3%;16,2%; 7,5% - соответственно.
Анализируя возрастной состав лиц, погибших в ДТП, обращают на себя внимание заметные колебания удельного веса детей 0-14 лет среди погибших от травм, полученных при транспортных авариях: в 1989г. дети 0-14 лет среди умерших при ДТП составили 8,0%, лица 15-59 лет – 72,1%, лица 60 лет и старше – 19,9%; в 1996 году – удельный вес детей 0-14 лет снизился до 6,7%, лиц трудоспособного возраста было 71,5%, пенсионного возраста – 21,8%; в 2003г. эти соотношения были равны: 2,1% - дети 0-14 лет, 80,2% - лица 15-59 лет, 17,7% - лица, старше 60 лет. В 2004 г. началось некоторое повышение удельного веса детей 0-14 лет среди погибших при ДТП: дети 0-14 лет составили 5,2%, лица 15-59 лет – 80,8%, лица , старше 60 лет – 13,9%; в 2005 г.: дети 0-14 лет – 6,6%, лица 15-59 лет – 83,4%, лица, старше 60 лет – 10,0%.
В структуре возрастной смертности от ДТП в группе детей 0-14 лет мальчики составили в 2004 году 63,6% (0,076%○), девочки – 36,4% (0,045%○), в 2005г. мальчиков было 64,3% (0,098%○), девочек – 35,7% (0,057%○). В группе лиц трудоспособного возраста мужчины в 2004г. составляли 61,5% (0,363%○), женщины – 38,5% (0,285%○), в 2005г. лица 15-59 лет мужского пола – 63,6% (0,359%) лица женского пола того же возраста – 36,4% (0,248 %○). В группе лиц пенсионного возраста мужчин, старше 60 лет, среди умерших от ДТП, было 55,2% (0,259%○), женщин – 44,8% (0,156%○); в 2005 г. - мужчин 60 лет и старше было 61,1% (0,181 %○), женщин – 38,9% (0,105%○). В 2004г. на догоспитальном этапе погибли 5,7% (0,121%○) от числа всех погибших, в 2005 г. – 2,1% (0,004%○), во время эвакуации скончались 0,96% (0,002%○). Частота попавших в ДТП в 2004г. жителей Астраханской области составляет 1,458%○, их них частота погибших была равна – 0,25%○, госпитализированных – 0,709%○, получивших первую медицинскую помощь и отпущенных домой – 0,498%○. В 2005г. частота попавших в ДТП была равна 1,478%○, частота погибших в ДТП несколько снизилась до 209%○, снизилась частота госпитализированных – до 0,686%.
Структура попавших в ДТП в 2005 году отличается от таковой 2004 года: в 2005 году увеличился удельный вес детей 0-14 лет среди погибших при ДТП; в возрастной группе лиц 15-59 лет в 2005г уменьшился их удельный вес среди погибших и госпитализированных, в то время как в возрастной группе лиц, старше 60 лет, заметно возрос удельный вес погибших, по сравнению с 2004г.
В 2004году тяжелых травм было 60,9% от числа всех травм, в 2005 году – только 50,0%. По характеру травмы в 2004 году распределялись следующим образом: изолированных травм было 40,3%, сочетанных – 34,5%, множественных – 25,2%. В 2005 году изолированных травм было 33,7%, сочетанных – 48,4%, множественных – 17,8%. Возможно, что уменьшение количества тяжелых и крайне тяжелых травм, полученных в ДТП жителями Астраханской области в 2005 г., объясняется лучшими результатами лечения этих травм в травматологических отделениях.
Кроме того, проанализирована смертность населения г. Астрахани от внешних причин и в том числе от транспортного травматизма за 2003-2005 годы в сравнении с 1989 и 1996 годами. В 2003-2005 годах смертность населения г. Астрахани от внешних причин заметно снизилась (2003г. – 1,69‰, 2004 г. – 1,58 ‰, 2005 – 1,53‰), по сравнению с показателями 1989 г. (3,65‰), и 1996 (2,1‰). В эти годы смертность городского населения при транспортных происшествиях заметно колебалась от 0,33‰ – в 1989г., до 0,13‰ в 1996г., в 2003-2004 годах она становится равной 0,14‰, снижаясь к 2005г. – до 0,09‰. В структуре смертности населения г. Астрахани в 1989 г. дорожнотранспортные происшествия находились на третьем ранговом месте (16,1%, 0,083‰); в 1996 г.. они отодвинулись уже на пятое ранговое место (6,4%, 0,134‰). В 2003г. ДТП располагались на шестом месте (8,3%, 0,14‰). В 2004г. структуре смертности городского населения от внешних причин транспортные происшествия находились на пятом ранговом месте (8,7%, 0,14‰), в 2005г. – на восьмом (5,9%, 0,09‰).
В структуре смертности мужского населения г. Астрахани от внешних причин ДТП находились в 1989 г на третьем ранговом месте (13,8%, 0,34‰), в 1996 – на шестом (6,2%, 0,226‰), в 2003году – на седьмом (6,5%, 0,18‰), в 2004г – на шестом (7,8%, 0,20‰), в 2005г. – на восьмом (4,7%, 0,12‰).
В структуре смертности женского населения г. Астрахани от внешних причин ДТП располагались в 1989 г на первом ранговом месте (28,5%, 0,112‰), в 1996 г. ДТП опустились на пятое место (7,2%, 0,061‰), в 2003г. поднялись на четвертое место (14,8%, 0,10‰), в 2004-2005 годах ДТП оставались на четвертом месте (11,9%, 0,08‰ и 10,3%, 0,07‰ – соответственно).
Необходимо указать на то, что среди городских жителей погибших от внешних причин, в 1989 г. возрастная структура была следующей 6,1% составляли дети 0-14 лет, лица трудоспособного возраста 71,4%, лица пенсионного возраста 22,5%; в 1989 г. возрастная структура погибших от ДТП несколько отличалась: дети 0-14 составляли 12,3%, лица 15-59 – 65,2%, лица, старше 60 лет, - 22,5%. В 1996г. возрастная структура умерших от внешних причин несколько изменилась 3,7% составили дети 0-14 лет, 73,0 % - лица 15-59лет, 23,3% - лица, старше 60 лет; структура погибших при ДТП в 1996г была следующей: 4,1%, 54,8%, 41,1% - соответственно. В последние годы удельный вес детей 0-14 лет среди погибших горожан от внешних причин заметно уменьшился. В 2003г. удельный вес детей 0-14 лет от числа всех погибших от внешних причин составил 1,3%, лиц трудоспособного возраста среди умерших было 70,5%, лиц пенсионного возраста 28,2%; в 2003году возрастная структура городских жителей, погибших при ДТП, была следующей 5,5% дети 0-14 лет, 75,0% лица трудоспособного возраста, 19,8% - пенсионного. В 2004г. удельный вес детей 0-14 лет среди всех погибших от внешних причин был равен 2,6%, лица 15-59 лет – 72,0%, лица, старше 60 лет, - 25,4%; возрастная структура погибших в ДТП следующая: 4,2% – дети 0-14 лет, 78,7% - лица 15-59 лет, 17,1 % - лица пенсионного возраста. В 2005г. возрастная структура погибших от внешних причин была такова: 1,9% - дети 0-14 лет, 72,9% - трудоспособные лица, 25,2% - лица пенсионного возраста.
Можно сделать вывод о том, что в г. Астрахани в последние годы интенсивность смертности как от внешних причин, так и от транспортных аварий, - держится примерно на одном уровне, тогда как по всей Астраханской области эти два показателя имеют тенденцию к увеличению, что, по-видимому, связано с увеличением гибели сельского населения как от внешних причин, так и от транспортных аварий.
Реферат
В результате исследования было получено, что в г. Астрахани последние годы (2003-2005 г.г.) интенсивность смертности как от внешних причин (МКБ-10), так и от транспортных аварий держится примерно на одном уровне, тогда как по всей Астраханской области оба эти показатели имеют тенденцию к увеличения, что связано с увеличения гибели сельского населения как от внешних причин, так и от транспортных аварий.
Литература.
1. Айрапетян А.С. Травматизм у детей в условиях крупного города// Комплексные социально-гигиенические исследования – М.: 2-ой МОЛГМИ, 1988 – С.93-95.
2. Сердюков А.Г., Винникова Ю.Г., Кульков В.Н. Динамика смертности населения Астраханской области. – Астрахань: АГМА, 1999. – 175с.
3. Чавпецов В.Ф., Анисимов В.С. Этапы организации медицинской помощи детям с транспортными травмами в крупном городе.// Комплексное социально-гигиенические исследования. – Москва -Ростов-на-Дону, 2-ой МОЛГМИ, 1983 – С. 158-161.
|