Омская государственная медицинская академия
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 3), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (13 мб)
Интерес отечественных и зарубежных стоматологов к проблеме профилактики и купирования боли чрезвычайно высок. Уже многое сделано в этом направлении, главным образом, для устранения сенсорного компонента. Что касается ее эмоционального компонента, то здесь много нерешенного. В особенности это относится к амбулаторному приему, так как методы премедикации, успешно применяемые в стационарах, в большинстве своем малопригодны в поликлинических условиях.
Применяемые в настоящее время на амбулаторном стоматологическом приеме стресс-протекторные средства (анксиолитики) имеют недостаточную эффективность и многочисленные побочные эффекты. В связи с этим поиск современных эффективных и не имеющих побочных эффектов стресс-протекторных препаратов для премедикации в стоматологической практике остается актуальной задачей.
Ю.М. Максимовским и Л.И. Ларенцовой (2006) проведено исследование отечественного препарата тенотен для цели премедикации пациентов на амбулаторном стоматологическом приеме. Установлено, что тенотен обладает выраженным антистрессорным действием при стрессе ожидания боли и имеет преимущества перед диазепамом и феназепамом.
В последние годы в качестве средства для купирования тревоги, психомоторного возбуждения, чувства внутреннего напряжения в медицинской практике используется препарат атаракс. Есть сведения о использовании данного препарата в стоматологии в качестве средства премедикации (Струев И.В., Ермолаев Ю.Г., 2005). Нами проведено исследование препарата атаракс для цели премедикации пациентов на амбулаторном стоматологическом приеме. В ходе клинического исследования установлено, что атаракс обладает выраженным антистрессорным действием при стрессе, обусловленном стоматофобией. Атаракс в дозировке 50 мг за 30-40 мин до стоматологического лечения будет показан пациентам с высоким уровнем эмоциональной напряженности (по данным сенсометрии), в дозировке 25 мг – пациентам со средними порогами психоэмоционального напряжения.
Для коррекции психоэмоциональной сферы пожилых пациентов с полным отсутствием зубов на обеих челюстях И.Ю. Баркан (2005) рекомендует применять седуксен или элениум по 0,005 мг за 30-40 мин до приема у врача-стоматолога-ортопеда. Эффективность препаратов подтверждается изменением уровня личностной и реактивной тревожности в сторону нормализации: соответственно от 49,8?4,6 до 41,8?3, 9 баллов и от 53,7?5,3 до 42,1?3,7 баллов (по Спилбергу). А.Ф. Бизяев (1986) рекомендует седуксен в дозировке 0,3 мг на 1 кг массы тела при выраженном фобическом симптоме за 20-30 мин до приема у стоматолога.
S. Wilson (1999) приводит факторы, которые необходимо учитывать при лечении детей, испытывающих страх. Среди них хронологический возраст: у детей младше 3 лет важным является фармакологическое пресекание попытки уйти, так как эти дети еще не достигли возраста контактности, в то время как у детей старшего возраста, основной становится методика убеждения и уговоров. В соответствии с различными типами личностных качеств у детей предлагаются различные методики: «общительные» (голосовой контроль, отвлечение внимания и объяснения) и «необщительные» (иммобилизация, седация и общее обезболивание).
Таким образом, анализ литературы и собственные исследования свидетельствуют о том, что профилактика и коррекция психоэмоционального напряжения у стоматологических больных – это сложная и ответственная задача. Эффективность ее решения зависит от многих факторов, а именно от психологического настроя самого пациента, его личностных и индивидуальных качеств, его общесоматического состояния. Кроме того, личностные и профессиональные качества врача играют при этом крайне значимую роль. Широкий спектр психотерапевтических тренингов, методик, психотропных лекарственных средств, имеющихся в современном арсенале средств борьбы с психоэмоциональным напряжением у стоматологических больных оставляет за врачом право самому отдавать предпочтение и определять приоритетность использования того или иного подхода для решения проблемы. Выбранный подход должен быть всесторонне обоснован.
|