Кемеровская государственная медицинская академия, г. Кемерово
Кафедра нормальной физиологии
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 67-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2008 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,2 мб)
В декларации прав ребенка, принятой Генеральной
Ассамблеей ООН в 1989 г.,
говорится о том, что детям и подросткам должны быть «представлены возможности и
благоприятные условия, которые позволили бы им развиваться в социальном
отношении здоровым и нормальным путем…».
Здоровье подростков в нашей стране в последнее
десятилетие имеет негативную тенденцию. Отмечается устойчивый рост отклонений
физического и полового развития, возникновение многих пограничных состояний,
формирование сердечно-сосудистых, гастроэнтерологических, эндокринных и
психических заболеваний, что представляет собой важную медико-социальную
проблему. В связи с этим в последнее время уделяется большое внимание
разработке и внедрению программ профилактики и реабилитации детей с хронической
патологией. Важное место в этих программах уделяется организованному летнему
отдыху детей.
Как показано в исследованиях, пребывание ребенка
в загородных учреждениях отдыха оказывает большое влияние на респираторную и
сердечно-сосудистую системы, активность мозговой деятельности [1], повышает
качество жизнедеятельности школьников [2].
Целью нашего исследования явилось изучение
влияние пребывания детей разных возрастных групп на учебно-тренировочных сборах
«Томская застава», в программу входили физическое воспитание, начальная военная
подготовка, изучение традиционной культуры.
На базе двухнедельных учебно-тренировочных
сборов «Томская застава», проведено исследование школьников - 58 мальчиков и 23
девочек в возрасте от 10 до 17 лет. Все исследуемые были разделены по
возрастным периодам – детский (до 13 лет у мальчиков и до 12 лет у девочек) и
подростковый (14-17 лет у мальчиков и 13-16 лет у девушек). Исследование
проведено до начала сборов и через 1 сутки после их окончания.
Исследования включали оценку степени экстра-
интроверсии, а также уровня нейротизма (по анкете Айзенка), и тревожности с
помощью опросника Дж. Тейлора. Определяли субъективную оценку здоровья
(СОЗ).Для оценки тонуса вегетативной нервной системы использовали «Вопросник
для выявления изменений вегетативной нервной системы», предложенный А.М. Вейном
[3]. Учитывались респираторные жалобы (РЖ), определяли биологический возраст (БВ)
и сравнивали его с должной величиной (БВ/дБВ) по методу, разработанному В.П.
Войтенко. Для этого измеряли массу тела в килограммах, артериальное давление,
длительность задержки дыхания и статической балансировки. Экспресс-оценку
уровня здоровья (УЗ), или функционального состояния организма проводили по
методу Г.Л. Апанасенко [4].
Выяснилось, что у мальчиков детского возрастного
периода, в отличие от мальчиков подросткового возраста исходные показатели
нейротизма и тревожности были выше (9,2±0,7 и 7,7±0,9 баллов; 24,8±1,6 и
18,7±1,9 баллов соответственно), что нивелировалось в результатах последующего
исследования (после проведения сборов).
Таблица. Психофизиологические показатели мальчиков
и девочек разных возрастных периодов до и после проведения учебных сборов
Пол, возраст
параметры
|
мальчики
|
девочки
|
10-13 лет
|
14-17 лет
|
10-12 лет
|
13-17 лет
|
До сборов
|
После
сборов
|
До сборов
|
После
сборов
|
До сборов
|
После
сборов
|
До сборов
|
После
сборов
|
Экстра -
интроверсия, баллы
|
11,8±0,5
|
10,2±0,4*
|
11,2±0,6
|
10,9±0,7
|
10,9±0,7
|
11,5±0,9
|
12,3±0,9
|
12,4±0,9
|
Нейротизм,
баллы
|
9,2±0,7
|
7,4±0,7*
|
7,7±0,9
|
5,9±0,7*
|
9,3±1,4
|
8,4±1,7
|
9,5±1,4
|
11,1±1,3
|
Тревожность,
баллы
|
24,8±1,6
|
22,7±1,8
|
18,7±1,9
|
18,7±1,9
|
26,0±2,6
|
20,4±2,6*
|
23,4±2,2
|
23,4±2,5
|
СОЗ,
баллы
|
22,2±0,5
|
21,7±0,9
|
23,4±0,5
|
23,4±0,5
|
22,1±0,8
|
19,4±2,9*
|
20,1±1,1
|
20,9±0,9
|
Опросник
Вейна, баллы
|
1,5±0,3
|
1,4±0,3
|
1,4±0,3
|
0,5±0,3*
|
0,8±0,4
|
0,7±0,7
|
2,6±0,5
|
1,9±0,5
|
РЖ
(количество)
|
2,6±0,2
|
2,8±0,3
|
2,3±0,3
|
2,4±0,3
|
2,5±0,7
|
1,6±0,7
|
1,6±0,4
|
1,4±0,3
|
БВ
|
54,0±0,9
|
51,8±1,3
|
54,5±0,9
|
51,8±1,3*
|
38,3±1,3
|
34,5±1,9*
|
37,9±2,0
|
39,5±2,1
|
БВ/дБВ
|
2,11±0,04
|
2,01±0,05
|
2,92±0,03
|
1,95±0,03*
|
1,63±0,05
|
1,45±0,08*
|
1,45±0,08
|
1,52±0,08
|
УЗ
|
8,6±0,7
|
8,5±0,6
|
7,4±0,7
|
8,7±0,6
|
8,4±1,5
|
10,7±0,7
|
8,0±1,1
|
9,3±0,7
|
*Отмечены параметры достоверно различающиеся, до
и после проведения сборов у мальчиков и девочек разных возрастных периодов (р
< 0,05)
Оказалось, что у мальчиков 10-13 лет после
проведения сборов были достоверно ниже показатели экстра – интроверсии и
нейротизма, а также БВ (см. табл.). У мальчиков 14 - 17 лет достоверно уменьшились
после проведения сборов показатели нейротизма, БВ, отношение БВ/дБВ, а также
снизилось число баллов, полученных по опроснику Вейна.
У девочек 10- 12 лет после участия в сборах
достоверно понизились тревожность, СОЗ, а также, как и у юношей, БВ и отношение
БВ/дБВ. У девушек 13-17 лет достоверных отличий в показателях до и после
проведения Сборов не выявлено (см. табл.).
Учитывая проведенное исследование можно сделать
вывод, что пребывание детей в загородном лагере оказывает положительное
воздействие на психологические параметры и уровень здоровья. Но проведение
детского организованного отдыха неоднозначно влияет на мальчиков и девочек –
это влияние лучше на мальчиков подросткового периода и девочек детского
возраста.
Таким образом, изменения психофизиологических
параметров у мальчиков и девочек в течение активного летнего отдыха различны,
что необходимо учитывать при разработке программ отдыха детей в летний период.
Список литературы:
1. Функциональная
перестройка кардио-респираторной системы, психомоторной координации и
психоэмоционального состояния подростков во время летнего отдыха / Н. Б.
Панкова, И. З. Мустафина, Е. В. Афанасьева и др. // Российский
педиатрический журнал. – 2006. – №2. – С. 12-15.
2. Особенности
гемодинамики у школьников 7 - 16 лет с разным уровнем двигательной активности,
проживающих в условиях промышленного города и села / Н. С. Кончиц, Т. Н.
Васильева, А. Н. Сокорев // Сибирский педагогический журнал. – 2006. – №5. – С.
204-212.
3. Вейн
А.М. Вегетативные расстройства. / А. М. Вейн – М.: МИА, 2003. – 400 с.
4. Система
немедикаментозной профилактики повышения риска сердечно-сосудистых заболеваний
и снижения уровня здоровья у лиц юношеского возраста. Методические
рекомендации/ Н. А. Барбараш, М .В. Миляева, Г. Я. Двуреченкая и др. – Кемерово,
1993. – 16 с.
|