Омская государственная медицинская академия
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 3), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (13 мб)
Стоматофобия существенно усложняет диагностику, ход лечения, результаты и прогноз стоматологического вмешательства. В печатной и электронной литературе имеется достаточное количество сведений о распространенности стоматофобии у различных групп населения. Так, по данным Т.А. Немчина (1992) 74 % больных на приеме у стоматолога испытывают нервно-психическое напряжение, из них 51,3 % – умеренное, а 22,7 % – выраженное. В Голландии R.M. Green (1985) установил уровень стоматофобии как «очень большой» у 36 % взрослых пациентов обоего пола. S. Linsday и C. Jackson (1995) отметили крайнюю степень тревоги и страха у 34 % обследуемых. В.Ф. Матвеев (1994) у 51 % больных выявил высокий уровень тревожности (астеноипохондрический синдром). G.M. Hamphris (1993, 1995) и соавт. путем тестирования 1390 респондентов различных групп в сравнительном аспекте установили, что наименьший уровень тревоги имеется у пациентов, чья профессиональная деятельность связана со стоматологией; женщины более тревожны чем мужчины; лица, старше 60 лет менее тревожны чем молодые. По данным В.Е. Рожнова и соавт. (1988) 80 % мужчин и 78 % женщин сами себя считают очень тревожными. Страх 89 % опрошенных обусловлен стойкой психоэмоциональной установкой на боль. Отмечено, что некоторые пациенты страшатся не врачебных стоматологических манипуляций, а замечаний врача по поводу плохого состояния их полости рта. Р.Г. Гашимов (1989) у 110 детей и подростков (7-16 лет) сильный страх определил у 42 %, у остальных 58 % стоматофобия носила умеренный характер. Результаты исследования психоэмоционального напряжения (тревоги, страха) у 328 пациентов пожилого и старческого возраста распределились следующим образом: легкая степень – 15,2 %, умеренная – 81,4 %, максимальная – 3,4 %.
70,7 % пациентов, находящихся у врача-стоматолога для плановой санации полости рта имеют те или иные проявления фобии, считают М.Г. Гатамов и соавт. (2001).
Превосходящий уровень личностной и ситуативной тревожности отмечен у больных сахарным диабетом на стоматологическом приеме Н.А. Урошниковой (1989). У опиоидзависимых лиц перед стоматологическим вмешательством в психоэмоциональной сфере наблюдается преобладание тревожных симптомов перед депрессивными. У пациентов контрольной группы наблюдается аналогичная картина, однако показатели депрессии / тревоги достоверно ниже (Струев И.В., 2005).
Опрос врачей-стоматологов показывает, что узнаваемость врачами пациентов с фобией приближается к половине (52,2 %), врачи уверены в том, что «обычно» они могут определить тревожность пациента, 4 % – «иногда», 3 % – «не часто», а 41 % – «всегда».
Интересной представляется особая форма стоматофобии, описанная в последние годы (B.Bergman, 1999), которая заключается в страхе пациентов перед неудачным исходом лечения. Такие больные астеничны, не проявляют интереса к предстоящему лечению, считают все манипуляции лишними и бесполезными, страшатся еще более усугубить ситуацию и пр. Как правило, такому состоянию предшествует опыт неудачного лечения у стоматолога.
Традиционно проблематична адаптация пациентов к зубным протезам, а в особенности к съемным конструкциям. В.Ю. Миликевич и соавт. (1998), Н.Е. Митин и Н.В. Курякина (1998) связывают их с морфофункциональными особенностями зубочелюстной системы, топографо-анатомическими характеристиками челюстей, общим соматическим статусом пациента, качеством изготовления протеза и местными аллергическими реакциями на применяемые материалы. В то же время существенное значение имеет субъективное восприятие ортопедических конструкций (Е.П. Иванова, 1996). Так, B. Bergman и G. Carlsson (1985) сообщают о важном значении психологической адаптации больных и определяют это понятие как «…сумму сложных условно-рефлекторных реакций больного, принадлежащих к сфере человеческих эмоций и определяющих степень удовлетворенности больного протезами». У лиц с невротическим складом личности, тревожных и «стресс неустойчивых» могут наблюдаться страх, тревога, истерические проявления, фобии, навязчивые и компульсивные симптомы, депрессивные реакции, которые ведут к снижению адаптационных возможностей, и, в результате, к отказу от пользования протезами.
А.Ф. Бизяев и соавт. (1986) показали, что в период эмоционального стресса существенно меняются физиологические и биохимические процессы жизнедеятельности организма человека: возрастает энергопотребление и его уровень таковой энергопродукции организма.
Медико-психологическими исследованиями пожилых пациентов с полным отсутствием зубов на обеих челюстях И.Ю. Баркан (2005) показано, что указанные больные имеют высокий уровень личностной и реактивной тревожности (49,8?4,6 и 53,7?5,3 балла по Спилбергу).
По данным литературы (М.М. Соловьев и соавт., 1985; R.I. Gathel et al., 1983) из-за страха перед стоматологическими манипуляциями от 5 до 14 % населения вообще отказываются посещать врача-стоматолога-ортопеда. По этой причине многие больные обращаются к врачу с запущенными формами стоматологических заболеваний, что требует от лечебного персонала применения более сложных вариантов премедикации и обезболивания.
Кроме того, существует группа пациентов с повышенной степенью риска, у которых наиболее вероятно появление нежелательных последствий стресса. Это больные с ишемической болезнью сердца, гипертонической болезнью, атеросклеротическими и психическими заболеваниями и невротическими расстройствами (В.Н. Трезубов, 1991; И.В. Струев, 2002).
Г.М. Барер и соавт., (2002) отмечают, что подавляющее число психологов и специалистов в области психоанализа сходятся во мнении о том, что посещение стоматологического кабинета представляет для пациентов дистрессовое воздействие, в результате которого формируется стойкое негативное отношение к стоматологическим вмешательствам.
Таким образом, широкая распространенность стоматофобии и психоэмоциональных реакций у пациентов на амбулаторном стоматологическом приеме актуализирует проблему разработки методических подходов для их коррекции и профилактики.
|