Томский государственный университет, г. Томск
Кафедра гимнастики и спортивных игр
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 68-й научной итоговой студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 20-22 апреля, 2009 год); под реакцией академика РАМН В.В. Новицкого, член. корр. РАМН Л.М. Огородовой
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,5 мб)
Медико-демографическая ситуация, сложившаяся в последние десятилетия, характеризуется ухудшением качества здоровья населения. Отмечается негативная тенденция в увеличении количества отклонений в физическом развитии (около 40% абитуриентов имеют проблемы со здоровьем) [1]. Обучение студентов в ВУЗе справедливо относят к категории напряженного труда. Как заинтересованная сторона, ВУЗ должен выступать инициатором и организатором целенаправленной и эффективной работы по сохранению и приумножению здоровья студенческого контингента [2].
Целью настоящей работы явилось изучение показателей кардиоинтервалографии и оценка развития физических качеств студентов в зависимости от уровня здоровья.
Обследовались юноши – студенты 1 курса Томского государственного университета (специализация «футбол», основная медицинская группа, n=43, возраст 17,00±0,62). На основании количественной оценки уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко [3] было выделено три группы. В первую группу вошли студенты с уровнем здоровья ниже среднего (5-9 баллов, n=17), во вторую – со средним уровнем (10-13 баллов, n=19), в третью – с уровнем выше среднего (14-16 баллов, n=7).
Так как основным критерием здоровья можно считать адаптационные возможности организма, то в каждой из групп была проведена оценка функционального состояния с помощью метода кардиоинтервалографии. [4, 5] В результате проведения клино-ортостатической пробы были выявлены подгруппы с различным уровнем адаптационных резервов. Первая подгруппа представлена избыточным обеспечением деятельности вегетативной нервной системы, вторая – достаточным, третья – недостаточным. Первые две подгруппы характеризуются адекватным реагированием сердечно-сосудистой системы на нагрузку, адаптивные и функциональные резервы организма в пределах нормы. В третьей подгруппе отмечаются признаки вегетативной дезрегуляции, связанные с симпатикотонией или вагальной реакцией. При анализе показателей стоит отметить, что в группе с уровнем здоровья ниже среднего процент студентов (23,53%) с недостаточным вегетативным обеспечением выше, чем в других группах (2 группа – 15,79%, 3 группа – 0%). Достаточное обеспечение вегетативной деятельности во всех группах представлено близкими значениями (1 группа – 29,41%, 2 группа – 26,32%, 3 группа – 28,57%). Число студентов с избыточным вегетативным обеспечением деятельности преобладает в группе с уровнем здоровья выше среднего (71,43%, 1 группа – 47,06%, 2 группа – 57,89%). Можно предположить, что студенты с уровнем здоровья выше среднего имеют более широкие адаптационные возможности организма, приводящие к улучшению работоспособности и более высокому уровню физической подготовленности. Для подтверждения этого были проведены тесты, отражающие уровень развития основных физических качеств (бег на 100 м, бег на 2600 м, прыжок в длину с места, гибкость, подтягивание на перекладине). В зависимости от вегетативного обеспечения деятельности были выявлены следующие особенности. Студенты с избыточным обеспечением деятельности сдали бег на 100 м и на 2600 м в основном на «отлично». А за те же тесты студенты с достаточным вегетативным обеспечением получили оценку «хорошо», а с недостаточным – «удовлетворительно». Это связано с тем, что результаты в этих тестах напрямую зависят от уровня работы сердечно-сосудистой системы. В остальных тестах (прыжок в длину с места, гибкость, подтягивание на перекладине) существенных различий не наблюдалось. Юноши с достаточным и избыточным обеспечением имеют удовлетворительные оценки за проведенные тесты, остальные не сдали эти нормативы.
В целом проведенное исследование выявило, что уровень здоровья студентов 1 курса Томского государственного университета средний. В группе студентов с уровнем здоровья выше среднего юношей с недостаточным обеспечением вегетативной деятельности выявлено не было. Это свидетельствует о согласованности механизмов регуляции вегетативных функций, устойчивой физиологической адаптации и функциональных резервах организма в этой группе. Выявление особенностей вегетативного обеспечения функциональных резервов организма, оценка уровня здоровья позволяет провести прогнозирование функциональной готовности к физическим нагрузкам, а правильный учет всех показателей важен при разработке наиболее благоприятного режима тренировки и восстановления.
Список литературы:
1. Вишневский, А. Г. Население России 2003-2004. Одиннадцатый – двенадцатый ежегодный демографический доклад / А. Г. Вишневский. – М.: Наука, 2006. – 356 с.
2. Виленский, М. Я. Студент как субъект физической культуры / М. Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. – 1999. – С. 2-5.
3. Апанасенко, Г. Л. О возможности количественной оценки уровня здоровья человека / Г. Л. Апанасенко // Гигиена и санитария. – 1985. – С. 55-58.
4. Баевский, Р. М. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения / Р. М. Баевский, Г. Г. Иванов // Ультразвуковая и функциональная диагностика. – 2001.- № 3– С. 108-126.
5. Современное состояние исследований вариабельности сердечного ритма в России (по материалам Международного симпозиума «Компьютерная электрокардиография на рубеже столетий», Москва, 27-30 апреля 1999 г.) / Р.М. Баевский, Г.Г. Иванов, Г.В. Рябыкина // Научная жизнь [Электронный ресурс]. – Электрон. журн.