Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 67-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2008 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Выделяют
различные типы аддиктивного поведения. В последнее время вследствие
технического прогресса получили широкое распространение такие аддикции, как пристрастие
к азартным играм (гемблинг) и компьютерная зависимость (Интернет-зависимость).
В России эти типы зависимости появились сравнительно не давно, что связанно с
вступлением страны на новый экономический путь. В соответствии с зарубежными
эпидемиологическими исследованиями известно, что зависимостью от азартных игр
страдают примерно 0,5% - 1,5% населения, Интернет–зависимостью – 28%
пользователей компьютеров [4].
Необходимо выделить условия или факторы
возникновения аддикции. Их можно условно разделить на три группы: социальные,
биологические и психологические. Подобные факторы затрудняют развитие
адекватных навыков самоутверждающего общения со сверстниками и со взрослыми,
снижают возможности критического отношения к асоциальным влияниям окружающей
среды [2].
Актуальность исследования: раннее выявление
факторов риска аддиктивных расстройств является важным элементом в первичной
профилактике данных состояний.
Факторы
риска и связанные с ними поведенческие реакции могут оказаться факторами, как
способствующими развитию гемблинга и Интернет–зависимости, так и
препятствующими аддиктивному поведению [1]. Необходимо отметить наличие
трудностей при анализе взаимоотношений социальных, биологических,
психологических факторов в генезе аддиктивного поведения.
Целью исследования стало выявление факторов
риска развития гемблинга и Интернет–зависимости в группах детей среднего и
старшего школьного возраста. Для этого были разработаны 3 анонимные анкеты. В
первой анкете респонденты сами оценивали различные сферы своей жизни: семейное
благополучие, учебу, хобби, материальное обеспечение, круг общения, отношения с
родителями и др. Во второй анкете оценивался уровень личностной тревоги (шкала
личностной тревожности для учащихся 10 – 16 лет, по шкале Спилбергера –
Ханина). В третьей анкете выявлялось наличие табакокурения с помощью вопросника
CIDI. Методика обследования заключалась в раздаче бланков анкет на уроках (по
договоренности с учителями), инструктаже респондентов о том, как отвечать на
вопросы, и последующем сборе и анализе заполненных анкет. Были проанкетированы
школьники 12 и 17 лет обоего пола, которые объединены в группы 1 и 2
соответственно. Также был проведен анализ наличия факторов риска в контрольной
группе из 6 человек, страдающих пристрастием к азартным играм и компьютерной
зависимостью. В контрольную группу вошли респонденты в возрасте 20-32 лет,
обоего пола.
Статистическая обработка результатов проводилась
с помощью программы STATISTICA 6,0. Достоверность различий между исследуемыми
выборками считалась при уровне значимости р<0,05. Изучаемые выборки не были
распределены по нормальному закону. Поэтому для проверки достоверности различия
двух независимых выборок применялся непараметрический критерий Манна – Уитни.
Все факторы риска были разделены на две основные
группы: социально–биологические и психологические. Социально–биологические
факторы были условно разделены на несколько подгрупп: 1. возраст; 2.
семейно–бытовые факторы, которые включали вопросы на выявление наследственной
предрасположенности, наличие гипоопеки или гиперопеки в семье, высокий или
низкий материальный достаток, положительное отношение родителей к азартным
играм, уровень учебной занятости; 3. вопросы, направленные на выявления
следующих реакций: эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения и имитации.
При анкетировании выявлялись такие психологические факторы, как низкий уровень
самооценки, стратегические ошибки мышления, высокий уровень тревожности.
Таблица
1
Распространенность факторов риска развития
игромании и Интернет–зависимости у детей среднего и старшего школьного
возраста.
Факторы риска
|
Группа 1
(12 ±1 лет)
|
Группа 2
(17 ±1 лет)
|
Контрольная группа
(26 ±6 лет)
|
Социально- биологические факторы:
|
1.семейно-бытовые факторы
|
64,3%±15,2%
|
78,2%±12,5%
|
91,2%±10,3%
|
2.реакции эмансипации, группирования,
увлечения, имитации
|
87,85%±3,6%
|
91,05%±5,71%
|
79,9%±17,2%
|
Психологические факторы:
|
1.низкая самооценка
|
22,0%±7.8%*
|
36,11%±10,3%
|
55,7%±9,08%
|
2.стратегические ошибки мышления
|
72,0%±11,8%
|
77,9%±7,0%
|
95,1%±5,4%
|
3. высокий уровень тревожности
|
25,8%±6,4%*
|
75,0%±10,9%
|
87,9%±16,1%
|
* – достоверность различий между исследуемыми
группами.
Исходя из данных представленных в таблице 1,
можно сделать следующее заключение о том, что в группе 1 распространены все
исследуемые социально-биологические факторы, а из психологических выявлены
только стратегические ошибки мышления. При этом во 2 группе отмечается наличие
тех же факторов и дополнительно: низкий уровень самооценки и высокий уровень
тревожности.
Список литературы:
1. Егоров,
А. Ю. Возрастная наркология / А. Ю. Егоров. – М. : Дидактика Плюс, 2002. – 263
с.
2. Профилактика
аддиктивных состояний в детско – подростковом возрасте : Сб. науч. тр. / Под
ред. Н. А. Бохан. – Томск, 2003. – 238 с.
3. Шайдулина,
А. Ф. Особенности клиники и лечения пациентов с патологической склонностью к
азартным играм и компьютерной зависимостью : Дис. …канд. мед. наук / А. Ф.
Шайдулина. – СПб, 2004. – 20 с.
4.
Korn,
D. A. Practice guidelines for treating gambling – related problems / D. A.
Korn. – Massachusetts,
2004. – 60 p.