Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА У УЧИТЕЛЕЙ: АНАЛИЗ КЛИНИКО- СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ

Печать E-mail
Автор М.В. Воткина, М.В. Чеховская   
03.07.2009 г.
Кафедра психиатрии, наркологии, психотерапии и сексологии ФПК ВГМУ (г.Владивосток)

Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника


Предупреждение и лечение профессиональных психических нарушений является актуальной проблемой. Профессия педагога относится к группе повышенного риска развития нервно-психических расстройств, психосоматических и других заболеваний (Павлова О. А., 1999; Коган В.З. и др., 2001; Thornton Т.. 1992).
За период 2002 года с помощью сплошной выборки нами было обследовано 91 учителя (женщины) Приморского края, приехавшие на повышение квалификации и прошедшие санаторное лечение в профилактории "Учитель"г. Владивостока. Материалы обрабатывались методами многомерной статистики.
Из общего числа обследованных психические расстройства обнаружили у 68 человек (75%). Идентифицированы следующие клинические варианты эмоциональных расстройств: тревожно-депрессивные расстройства - 13 человек, клинически выраженная депрессия - 7 человек, невротические расстройства - 13 человек с преобладанием генерализованного состояния тревоги, расстройства связанные со стрессом - 35 человек, контрольная группа, сформирован из 22 человек на основании отсутствия клинически выраженных показателей тревоги и депрессии.
 Средние возрастные показатели в 5-ти исследуемых группах находились в интервале от 34,6 до 43, 1 лет. В контрольной группе «здоровых» оказались женщины самого старшего возраста, а в группе невротических расстройств – наиболее молодого. Стаж работы учителем в школе варьировал от 11,6 до 18,4 лет. В контрольной группе оказались учителя с более длительным стажем работы, чем в других группах, а наименьший стаж работы отмечен в группе невротических расстройств. Большинство обследуемых учителей имели высшее образование, хотя достоверно чаще в 76,9% случаев данный показатель преобладал в группе невротических расстройств. Лица, имеющие преимущественно среднее образование – 69,2% , оказались в группе тревожно-депрессивных расстройств.
В группе тревожно-депрессивных расстройств отмечается высокий уровнь соматических проявлений тревоги (36,9±4,4), по сравнению с (25,4±5,4) в контрольной группе и, вместе с тем, в 85% случаев отмечены перенесенные сердечно-сосудистые расстройства. Представителям данной группы было свойственна ипохондрическая фиксация на неприятных соматических ощущениях и слабая способность концептуализировать свои переживания в психологических терминах, а, следовательно, искать психологической помощи и использовать различные копинговые стратегии преодоления стресса.
В группе с клинически выраженной депрессией выявилась высокая частота курения (43%), по сравнению с (22%) в контрольной группе. Отмечается также высокий уровень употребления алкоголем для снятия напряжения (86%), по сравнению с (27%) в контрольной группе. Эти данные могут свидетельствовать о наличии скрытого (маскированного) алкоголизма, либо о риске его развития в будущем, а также говорят о неадекватных самодеструктивных копинговых стратегиях преодоления стресса и являются неблагоприятным прогностическим фактором.
В группе невротические расстройства с преобладанием генерализованного состояния тревоги. Характерной особенностью данного кластера были самые низкие возрастные показатели (34,6±6,4), по сравнению с самыми высокими возрастными показателями (43,1±8,7) в контрольной группе. Отмечался самый низкий стаж работы учителем (11,6±5,3), по сравнению с самым длительным стажем работы учителем (18,4±8,4) в контрольной группе. Полностью отсутствовало курение и употребление алкоголя для снятия напряжеия. Вместе с тем, выявлен достаточно высокий суммарный бал тревоги по шкале Цунга (47,5±5,6) по сравнению с контрольной группой (34,4±7,2). Мы можем думать о низкой личностной и физиологической выносливости, как отличительной особенности данной группы. Личностная выносливость-это способность личности быть высокоактивной каждый день, осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения. Чем ниже выносливость, тем выше эмоциональное истощение и утомляемость, и быстрое развитие дезадаптации.  Хроническая тревога тесно связана с пассивными тактиками сопротивления стрессу.
Группа расстройств связанных со стрессом, занимает промежуточное положение между всеми остальными группами. В нее вошли расстройства адаптации и посттравматические стрессовые расстройства. Стаж работы в данной группе был (17,6±7,6), ниже чем в контрольной группе(18,4±8,4). Отмечается также высокий уровень  динамики профессионального роста в виде повышения профессионального статуса (82,9%), по сравнению с контрольной группой (54%), что также может являться стрессогенным фактором.
Контрольная группа сформирована на основании отсутствия клинически выраженных показателей тревоги (34,4±7,2) и депрессии (5,8±5,6). В 91% случаев данная группа представлена учителями предметниками старших классов, высоким количеством (91%) состоящих в браке, низким уровнем: перенесенных сердечно-сосудистых заболеваний (13%), курящих (22%) и принимающих алкоголь для снятия напряжения (27%). Таким образом, можно предположить, что контрольная группа характеризуется высоким порогом устойчивости к фрустрации и стрессу.
По даным когнитивного опросника Эллиса, групповой и индивидуальной психотерапевтической работы были выявлены распространенные когнитивные схемы у учителей, которые способствовали формированию соответствующей клинической картины. В основе развития тревожных расстройств лежали иррациональные верования, касающиеся собственной компетенции, ответственности, одобрения другими, контроля, и самих симптомов тревоги. Наиболее характерными для учителей были идеи перфекционизма, которые активизировались в ситуациях проведения открытых уроков, подведения итогов успеваемости учащихся, конфликтах с родителями и учениками.
Примененное комплексное лечение с использованием когнитивно-бихевиоральной терапии оказалось эффективным в 70% случаев (48 человек) на момент завершения обучения. Полугодичный катамнез подтвердил стойкое улучшение у пролеченного контингента, а использованная психотерапевтическая тактика и ее эффективность нуждается дальнейших пролонгированных исследованиях.

Последнее обновление ( 13.07.2009 г. )
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99