Забайкальский государственный педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского (г. Чита) Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 4), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника Одной из основных задач образовательных учреждений является обеспечение безопасности условий ведения учебного процесса. Безопасность в учреждениях системы образования зависит от многих факторов, в том числе и от вредных факторов, определяемых аппаратными средствами информационных технологий. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России последние пять лет, наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на ребенка и его восприятие окружающего мира. Человек иногда оказывается в области электромагнитных полей повышенной напряженности, организм человека не всегда адекватно реагирует на электромагнитные излучения. Поэтому следует рассмотреть, как влияет электромагнитное поле, длина волн которого равна 1 метру, частотой Герц равной 100, это метровые волны, которые излучает компьютерная техника. Одним из средств обучения, обладающих уникальными возможностями и широко распространенных и апробированных в школах индустриально развитых держав, и является компьютер. Дело в том, что проблема рационального взаимодействия человека с компьютером в свете его влияния на здоровье становиться в настоящее время особо актуальной. Наш современник проводит у дисплея столько времени, что порой, кажется: киберпространство заменило ему реальную жизнь. Замечено, что компьютерная усталость весьма специфична. Просиживая долгими часами за умной машиной, человек увлекается так, что буквально прилипает к экрану, забывая об отдыхе. И лишь выключив компьютер, он замечает боль в позвоночнике и в мышцах, резь в глазах и головную боль. При работе с компьютером человек подвергается воздействию негативных факторов: электромагнитных полей (диапазон радиочастот: ВЧ, УВЧ И СВЧ), инфракрасного и ионизирующего излучений, шума и вибрации, статического электричества. Всё вышесказанное определяет актуальность выбранной темы. Нами проводилось исследование влияний компьютера на познавательную сферу детей 16 – 17 лет. Поскольку работа за компьютером связана с напряжением зрительного анализатора вследствие, чего не только снижается острота зрения, но также страдает память и внимание. Об этом свидетельствуют данные школьных гигиенистов: у учащихся после занятий зрительное утомление регистрировалось в 38% случаев, в то же время как после обычных уроков только 8,8%. Неблагоприятно влияет работа с компьютерной техникой и на состояние нервно-психического здоровья, ухудшение памяти и внимания [3]. По данным Национальной академии наук США, а также по результатам исследований, проведенных учеными Австралии, Германии и ряда международных центров, выявлена определенная связь между работой на компьютере и следующими заболеваниями: - астенопия (быстрая утомляемость глаз), - боли в спине, шее, - запястный синдром (болезненное поражение срединного нерва запястья), - стенокардия и различные стрессовые состояния, - головные боли, - снижение концентрации внимания, нарушение сна и другие симптомы, которые не только снижают трудоспособность, но и подрывают здоровье людей [1]. В данной работе представлены результаты обследования школьников 11-х классов обоего пола в возрасте 16-17 лет (48 человек). Цель которого выявить, как влияет компьютерная техника на познавательную сферу подростка в частности внимания. Исследование было проведено в один день, в начале урока, то есть «до» работы на компьютере и в конце урока, то есть «после» работы на компьютере, школьники в течение 30 минут осуществляли набор текста. Работа проходила в два этапа. На первом этапе была проведена диагностика познавательной сферы детей подросткового возраста «до» и «после» работы за персональным компьютером. Использовались методики на изучение процессов внимания (методика «корректурная проба», методика «Мюнстерберга», методика «Шульте – Платонова») и памяти (методики на определение объема памяти на слова, цифры, определение объема непроизвольной памяти) [5]. Были получены следующие результаты: по методикам на изучение процессов внимания «до» работы за компьютером у 65% испытуемых – был выявлен высокий уровень концентрации внимания, у 27 % - средний уровень концентрации внимания и у 8% - низкий уровень концентрации внимания. После чего были изучены процессы памяти «до» работы за компьютером 68% испытуемых – показали высокий уровень объема памяти, 20% - средний уровень объема памяти и 12% испытуемых показали низкий уровень объема памяти. «После» работы за компьютером была проведена диагностика познавательных процессов. По методикам на изучение процессов внимания были получены следующие результаты: 15% испытуемых показали высокий уровень концентрации внимания, 70% испытуемых показали средний уровень внимания, 15% испытуемых показали низкий уровень внимания. Далее были изучены процессы памяти «после» работы за компьютером, результаты которых у 69% испытуемых был получен высокий уровень памяти, у 18% испытуемых – средний уровень памяти, у 13% испытуемых – низкий уровень памяти. Анализируя полученные данные, видно, что произошли незначительные изменения памяти. Чего не скажешь о внимании, оно резко ухудшилось. Что и определило направление дальнейшей работы, исследование особенностей познавательной сферы подростков при их работе на компьютере. На втором этапе, имевшем формирующий характер, проводился педагогический эксперимент, в начале которого была проведена диагностика процессов внимания «до» и «после» работы за компьютером. Результаты которой: «до» работы за компьютером у 55% испытуемых – высокий уровень внимания, 35% - средний уровень внимания, у 10% испытуемых показали низкий уровень внимания. Для этой же группы детей в течение двух месяцев был проведен цикл бесед по безопасной работе на компьютере и разработан комплекс упражнений на повышение уровня внимания. После этого была проведена диагностика внимания детей. Анализ результатов следующий: «до» работы за компьютером у 60% испытуемых – высокий уровень внимания, у 30% испытуемых – средний уровень внимания и у 10% испытуемых – низкий уровень внимания. Анализ результатов «после» работы за компьютером показал, что у 64% испытуемых – высокий уровень концентрации внимания, у 32% испытуемых – средний уровень концентрации внимания и у 4% испытуемых – низкий уровень концентрации внимания. Полученные результаты позволили сформулировать основные подходы для контроля безопасности школьников в процессе работы на компьютере. В заключении хотелось бы отметить, что эта работа представляет интерес, прежде всего для учащихся и педагогов, а также для обычных пользователей, так как знания о безопасной работе за компьютером могут способствовать сохранению здоровья развивающейся личности и улучшению образовательного процесса.
Литература 1. Гун Г.Е Компьютер: как сохранить здоровье. Рекомендации для детей и взрослых – СПб.: Нева, 2003, - 128с. 2. Гринин А.С., Новиков В.Н. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ А.С.Гринин, В.Н.Новиков. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002 – с.-162. 3. Куинджи Н.Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников – М.: Сфера, 2001, с. 113 – 116. 4. Леонова Л.А., Маркова Л.В. Компьютер и здоровье ребенка – М.: Сфера, 2004. 5. Психологические тесты. Под ред. А.А.Карелина: В 2 Т.- М.: ВЛАДОС,1999.- Т.2.- 248 с. 6. Хембри Д. Компьютер и здоровье //Мир ПК, 1990,№ 2. 7. Хоперская О.Осторожно компьютер // Природа и человек. Свет. № 6, 2002.
|