Смоленская государственная медицинская академия (г. Смоленск)
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Высокая частота встречаемости у детей и подростков с гипоталамическим синдромом пубертатного периода вегетативных и других неврологических нарушений, выходящих в последние годы на первый план в диагностике данного состояния, заставляет искать методы коррекции выше указанных клинических проявлений. Снижение памяти и внимания у детей данной группы регистрируется наиболее часто, оказывая негативное влияние на школьную успеваемость, психологическую и социальную адаптацию детей. В конечном итоге это приводит к снижению качества жизни ребенка. Целью нашего исследования явилось изучение эффективности различных медикаментозных методов коррекции снижения памяти и внимания у детей с гипоталамическим синдромом на фоне экзогенно-конституционального ожирения.
Материалы и методы исследования. Обследовано всего 45 детей в возрасте 11-16 лет. Основную группу составили 10 детей, получавших в лечении «Юникап М» (1 группа), и 20 детей, в терапии которых применяли курантил (2 группа). 15 условно здоровых детей вошли в контрольную группу. Для контроля эффективности проводимого лечения у детей основной группы определялись в динамике (до и после лечения) психологические тесты по оценке памяти и внимания и состояние церебрального кровотока по данным реоэнцефолографии. «Юникап М» назначали детям 1-й группы по 1 таблетке в сутки в течение 2-4 недель. Курантил назначался по 1 таблетке (0,075) 2-3 раза в день, курсом 2-4 недели. Дети контрольной группы медикаментозную терапию не получали.
Результаты и их обсуждение. Анализ результатов проведенного исследования показал достоверное снижение памяти (р<0,05) и внимания (р<0,05) у детей основной группы (1 и 2 группы) по сравнению с детьми контрольной. Об этом свидетельствовали низкие количественные показатели проводимых психологических тестов по оценке памяти и внимания у детей 1-й и 2-й групп, что свидетельствовало об обоснованности коррекции выявленных нарушений. В качестве средств медикаментозной коррекции были использованы 2 препарата с различными механизмами действия: курантил – высокоэффективный антиагрегант, улучшающий микроциркуляцию; «Юникап М» - витаминно-минеральный комплекс.
Под влиянием курантила к 10-14 дню лечения у 69,5 % детей 2-й группы отмечалось улучшение мозгового кровообращения в бассейнах позвоночных и внутренних сонных артерий. Улучшение параметров реоэнцефалографии сопровождалось достоверным увеличением показателей психологических тестов, что свидетельствовало об улучшении памяти (до лечения-3,8±0,6; после лечения-5,6±0,5) и внимания (до лечения –13,1±1,2 , после лечения –19,3±1,6) у детей 2-й группы на фоне терапии курантилом.
Несмотря на то, что у детей 1-й группы улучшение церебрального кровотока регистрировалось лишь в 20 % случаев, в то же время, по данным психологических тестов, выявлялась достоверная положительная динамика. Так, хороший положительный результат регистрировался со стороны внимания (до лечения- 8+4,31, после лечения - 18+5,4; p<0,05), в меньшей степени улучшались показатели теста, характеризующего оперативную память (до лечения: 4+0,71; после лечения:6+0,82). Выявленную эффективность «Юникапа М» можно объяснить составом данного препарата. И витамины (витамины группы В, витамины с антиоксидантной активностью (Е, С, А)), и микроэлементы (йод, цинк, селен и др.), входящие в состав данного комплекса, активно участвуют в метаболических процессах головного мозга, способствуя улучшению памяти и внимания.
Таким образом, снижение памяти и внимания, регистрируемое у детей с гипоталамическим синдромом на фоне экзогенно-конституционального ожирения, требует своевременной коррекции. Применение курантила и «Юникапа М» у данной группы детей приводит к улучшению церебрального кровотока, активизации метаболических процессов в ЦНС. Это позволяет использовать данные препараты для медикаментозной коррекции снижения памяти и внимания у детей с гипоталамическим синдромом.