Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Механизмы приспособления (адаптации) биологической системы к различным экологическим условиям среды есть результат длительной эволюции и онтогенеза (Алексеева Т.И., 1989).
В физиологических критериях адаптации – это процесс поддержания функционального состояния гомеостатических систем и организма в целом, обеспечивающий его сохранение, развитие, работоспособность, максимальную продолжительность жизни в неадекватных условиях среды (Нахаева В.Ф., 1992).
Успешность обучения детей в школе во многом определяется функциональным состоянием ребенка. В свою очередь функциональное состояние зависит от уровня адаптивных возможностей организма. И функциональное состояние, и уровень адаптации, в конечном счете, характеризуют состояние здоровья школьника.
Нами проведено исследование подростков 11 и 12 лет алтайской национальности (65 мальчиков и 53 девочки) постоянно проживающих в условиях низкогорья и приезжих из высокогорной зоны Горного Алтая.
Установлено, что для подростков – алтайцев высокогорья 11 – 12 лет характерен низкий уровень артериального давления, а также отмечено некоторое повышение частоты сердечных сокращений (кроме мальчиков 12 лет), чем у их сверстников низкогорья.
Сравнение уровня значений показателей динамометрии между подростками низкогорья и высокогорья выявило превышение максимальной произвольной силы кисти и спины, коэффициента мышечной выносливости у приезжих мальчиков и снижение этих параметров у девочек.
Следует отметить, что уровень артериального давления выше у девочек 11 и 12 лет, как высокогорья, так и низкогорья, чем у мальчиков. В то же время показатели мышечной силы и выносливости, напротив, превышают у мальчиков 11 и 12 лет по сравнению с девочками этого же возраста.
Полученные данные свидетельствуют о различных показателях функционального состояния, уровня адаптационных возможностей и состояния здоровья детей в разных школах (Республиканская национальная гимназия и национальная общеобразовательная школа № 7). Это различие определяется не столько условиями обучения, сколько социальными условиями, биологическими и личностными особенностями ребенка.
Физиологические резервы функциональных систем во многом обусловливают работоспособность организма. При этом следует иметь в виду, что между работоспособностью и возможным уровнем мобилизуемых функциональных резервов, обеспечивающих адаптационный процесс, существует прямая зависимость (Айдаралиев А.А., Максимов А.Л., 1988). Наиболее ярко она выражается при адаптации к физическим нагрузкам. Анализ показателей центральной гемодинамики при физической работе свидетельствует, что у всех обследованных подростков – алтайцев 11 – 12 лет с возрастанием мощности нагрузки происходит увеличение частоты сердечных сокращений, уровня артериального давления, пульсового давления, ударного объема и минутного объема кровотока. Кроме того, увеличение минутного объема кровотока у подростков высокогорья обеспечивается не только приростом частоты сердечных сокращений, но и за счет повышения ударного объема, что является более экономной формой адаптации сердца к мышечной работе.
Следует отметить, что в высокогорной группе мальчиков и девочек 12 лет в целом физическая работоспособность выше, чем у их сверстников низкогорья. Обусловлено это физической активностью подростков в деревне, где условия среды предъявляют большие требования в отношении использования двигательных резервов организма. При этом сердечно-сосудистая система одной из первых реагирует на мышечную деятельность, и ее функции меняются под влиянием физической нагрузки в значительных пределах.
Таким образом, основной направленностью индивидуального развития является совершенствование морфофункциональной организации физиологических сиситем за счет повышения степени интеграции отдельных звеньев системы, избирательно включающихся в деятельность в зависимости от конкретных условий, что обеспечивает наиболее экономное и адаптивное реагирование организма на воздействие факторов внешней среды.