ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ У СТУДЕНТОВ ДВУХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
|
|
|
|
Автор Романова Н.Г., Кузнецова Е.Н.
|
|
06.07.2009 г. |
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника Внешнее дыхание является одним из важнейших критериев здоровья человека. Исследование дыхательной функции у студентов дает возможность судить об уровне их физического развития, функциональных резервах дыхательного аппарата, прогнозировать степень адаптированности к воздействиям внешней среды, оценивать темпы возрастного развития, а так же диагностировать заболевания органов дыхания и разрабатывать мероприятия по коррекции этой важнейшей функции. Целью данного исследования было выявить особенности функционирования дыхательного аппарата в процессе адаптации к учебной нагрузке у студентов двух возрастных групп: 18-19 лет и 22-23 лет. Производилась регистрация спирограммы на спирографе «Спиро-2-25» и кислородопотребления на газоанализаторе «Спиролит-2». Показано, что у студентов пятого курса, по сравнению с первокурсниками, легочная вентиляция, как в исходном состоянии, так и при применении функциональных проб обеспечивалась в большей степени включением объемного параметра дыхания, чем частотного, т. е. более экономичным путем, за счет более совершенной регуляции дыхательного аппарата. Наиболее выраженные различия паттернов дыхания в изучаемых группах испытуемых были выявлены при исследовании максимальной вентиляции легких (МВЛ). Значение этого параметра для студентов пятого курса оказалось на 53% выше, чем для студентов первого курса. При этом в старшей группе испытуемых уровень потребления кислорода возрос в 4,5 раза, а у студентов первого курса – лишь в 3 раза по сравнению с исходным уровнем, т. е. в результате гипервентиляции в старшей группе испытуемых происходило более эффективное насыщение крови кислородом. Особенности регуляции дыхания и кислородопотребления у студентов пятого и первого курса указывают на наличие у старшекурсников больших резервных возможностей, а следовательно, и большей адаптированности дыхательной системы.
|
|
Последнее обновление ( 13.07.2009 г. )
|