Омская государственная медицинская академия
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Проблемы и перспективы современной науки» (2008 год, выпуск 2), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Для Западно-Сибирского региона, имеющего систему крупных водных магистралей, речной транспорт имеет большую социально-экономическую значимость. Приоритетными в деятельности лечебно-профилактических учреждений на водном транспорте являются проблемы снижения и предупреждения профессиональной заболеваемости среди плавающего состава. Уровень профессиональной патологии работников водного транспорта, в том числе плавсостава, по мнению ряда авторов, достаточно велик (Г.П. Крестьянинова и соавт., 2000). Показатель заболеваемости в течение последних лет имеет тенденцию к росту и в 2000г. достиг уровня 3,63 на 10 тысяч работающих, что значительно превышает средние показатели по РФ – 1,2 на 10 тыс. за 1999 г. ( Г.П. Крестьянинова, 2001).
Специфика работы плавающего состава речных судов имеет жесткие требования к состоянию здоровья работающих на флоте. Существенное влияние на формирование заболеваемости экипажей оказывают недостатки организации режимов труда, быта, питания, обитаемости на судах и т.д.. Ведущими факторами в этом являются воздействие профессиональных вредностей – шума, вибрации, высокой влажности, различные климатогеографические и метеорологические факторы. Кроме того, у работников водного транспорта высока психоэмоциональная нагрузка.
Как показывают исследования, шум, являясь одним из вредных производственных факторов, приводит к развитию «нейросенсорной тугоухости» (77,7%), а длительная вибрация в 14,8% приводит к вибрационной болезни (А.Ю. Соболев, 2001). С.Ю. Егоровой с соавт. (2003) входе медицинского осмотра у плавсостава выявлены заболевания сердечно-сосудистой системы (24%), причем у 23% зарегистрированы признаки гипертонической болезни. Известно, что при заболеваниях сердечно-сосудистой системы в полости рта регистрируются заболевания пародонта, кроме того, могут развиваться гингивостоматиты, глосситы, кандидамикоз, некроз и парестезия слизистой оболочки и многие другие заболевания со стороны полости рта (Г.В. Банченко, 1979; Н.Ф. Данилевский 1993; Т.Н. Ибрагимов 2002).
Отмечается рост заболеваемости язвенной болезнью желудка (35,4%) и двенадцатиперстной кишки (64,5%) среди плавсостава (Г.И. Пичугина, 2001). Установлено, что у больных с данной патологией в 100% случаев диагностируется не только высокий уровень заболеваний пародонта, но и большая распространенность кариозного процесса (А.И. Николаев,1975; Н.М. Карагальцева, 2001; С.Д. Арутюнов, 2004). По немногочисленным литературным данным известно, что у плавсостава высокий уровень заболеваемости твердых тканей зубов, высокая поражаемость тканей пародонта, вследствие чего отмечается рост удаления зубов, в связи, с чем появляется большая потребность в ортопедическом лечении (А.С. Оправин,1986; А.Ю. Федоров, 1990; Т.А. Агапова, 1992; З.В. Лабуркина, 2001; S.O. Miller, 2008).
Таким образом, среди плавсостава широко распространена стоматологическая заболеваемость. Кроме того, несмотря на то, что наиболее эффективным методом организации стоматологической помощи плавсоставу, является диспансеризация, в полной мере она не проводится и в лучшем случае сводится к наблюдению у судового врача или «сменного» врача-стоматолога в рейсе и однократному профилактическому осмотру у стоматолога во время ежегодной медицинской комиссии.
Нами проведено социологическое исследование методом полуструктурированного интервью у 33 работников плавсостава Обь-Иртышского речного пароходства, в ходе которого было, выявлено, что у большинства работников имеется соматическая патология, отмечается нерегулярное питание, при этом пища имеет преимущественно углеводный характер. У 75,6% опрошенных выявлены недостаточные знания о методах и средствах гигиены полости рта, а также данный контингент указывает на высокую нуждаемость в лечении и протезировании зубов. Кроме того, у работников, принявших участие в интервью имеются вредные привычки (курение, употребление алкоголя), роль которых в развитии стоматологических расстройств не вызывает сомнения (И.Ю. Курлицина, 2004).
Собственные наблюдения, данные опроса, а также сведения отечественной и зарубежной научной литературы позволили нам составить схему специфических факторов, оказывающих влияние на возникновение и/или отягощение течения стоматологической патологии у работников плавсостава Обь-Иртышского речного пароходства