|
Тюменский государственный университет Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» (2004 год, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника Учебная адаптация как один из видов адаптации, включающий социально-психологический и психофизиологический компоненты, является важным направлением в физиологических исследованиях [1]. На основании наиболее важных критериев оценки успешности адаптации к учебной деятельности [2] можно выделить показатели эффективности адаптации к процессу обучения в общеобразовательных учебных заведениях: текущую и экзаменационную успеваемость, стабильность в процессе учебы функционального состояния организма учащихся и отсутствие резких сдвигов в соотношении психофизиологических функций. Одним из узловых этапов в жизнедеятельности ребенка является переход из младшей в среднюю школу, что сопровождается увеличением объема и интенсивности учебной нагрузки, появлением так называемой «кабинетной системы» обучения, более высокими требованиями педагогов и т.д. Все это может приводить к росту напряжения в функционировании систем организма учащихся и, в первую очередь, отражаться на деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем. Целью настоящего исследования явилось изучение особенностей психо-вегетативного обеспечения функций сердечно-сосудистой системы учащихся в лицейских и традиционных классах при переходе в среднюю школу. Оценку регуляции сердечной деятельности проводили в покое с использованием кардиоанализатора «ОПТИМ-420» и дальнейшим математическим анализом вариабельности ритма сердца по Баевскому и расчетом ряда индексов. Статистическую обработку проводили стандартными методами. В результате исследования отмечена сохранность вегетативного гомеостаза в регуляции сердечной деятельности как в выборке детей, обучающихся по традиционной программе, так и в группе учащихся по лицейской программе. Тем не менее, в группе лицеистов чаще встречались варианты, хотя и не значительного, преобладания симпатоадреналовых влияний на сердечный ритм, по таким показателям как индекс напряжения (ИН) и показатель адекватности процессов регуляции (ПАПР). Выявленные особенности подчеркивают необходимость дальнейших более детальных исследований процесса адаптации детей к различным факторам школьной среды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Юревиц А.Ж., Аверьянов В.С., Виноградова О.В. и др. Адаптация к профессиональной деятельности // Физиология трудовой деятельности (Основы современной физиологии) / Под ред. Медведева В.И. С-Пб., 1993. С. 209. 2. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. Иркутск, 1986. С. 3.
|