Новосибирский гуманитарный институт, факультет психологии Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 4), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника Поскольку сам факт возникновения беременности создает психологические проблемы у женщин (Кочнева М.А., 1990), наше внимание привлекли требования, предъявляемые к медицинским работникам самими беременными женщинами. Для выявления качеств, которыми должен обладать врач, работающий с беременными женщинами, было проведено анкетирование в стационаре перинатального центра г. Новосибирска. Женщинам с разными сроками беременности предлагалось перечислить качества, которыми, по их мнению, должен обладать врач, работающий с беременными и указать отрицательные качества врачей, с которыми женщины столкнулись во время настоящей беременности. Также учитывался срок беременности, возраст и какие по счету предстояли роды. Наш интерес к взаимодействию врача акушера-гинеколога и беременной женщины вызван возрастающей нагрузкой на врача женской консультации и стационара в связи с увеличением количества беременных женщин и рожениц в последние годы. В таких условиях необходимо оптимизировать отношения «пациент - врач» для увеличения доли женщин, позитивно оценивающих свои взаимоотношения с акушером – гинекологом участковой женской консультации или медицинского центра. В исследовании приняли участие 56 женщин, средний возраст которых составил 25 полных лет. Причем 39 женщинам предстояли первые, 16 – вторые, а 1-й – третьи роды. Женщины определили 13 качеств (характеристик), которые, по их мнению, необходимы врачу акушеру-гинекологу. В числе наиболее актуальных выделяются профессионализм (57,1%) и компетентность, ее отметили 25% женщин. Мы склонны считать, что беременные вкладывали один смысл в понятия «профессионализм» и «компетентность». Также отмечались внимание - 50% и доброжелательность к пациенту - 48,2% (таблица 1).
Таблица 1. Описание распределения выборов позитивных и негативных качеств медицинского персонала. | | Частота выборов | Процент выборов | Позитивные качества врача | 1 | Профессионализм | 32 | 57,1 | 2 | Внимание к пациенту | 28 | 50,0 | 3 | Доброта | 27 | 48,2 | 4 | Чуткость | 19 | 33,9 | 5 | Терпение | 16 | 28,6 | 6 | Работа с людьми | 15 | 26,8 | 7 | Компетентность | 14 | 25,0 | 8 | Ответственность | 10 | 17,9 | 9 | Информированность | 6 | 10,7 | 10 | Участие | 5 | 8,9 | 11 | Требовательность | 4 | 7,1 | 12 | Пол врача | 1 | 1,8 | Негативные качества врача | 13 | Грубость | 20 | 35,7 | 14 | Безразличие | 18 | 32,1 | 15 | Плохо объясняет | 9 | 16,1 | 16 | Черствость | 8 | 14,3 | 17 | Безответственность | 2 | 3,6 | 18 | Перепроверка | 2 | 3,6 | 19 | Незаинтересованность | 1 | 1,8 | 20 | Необязательность | 1 | 1,8 |
Умение своевременно обращаться за квалифицированной медицинской помощью зависит от самого человека. Значит, состояние здоровья и результаты лечебных мероприятий зависят не только от профессионализма врачей, но и от собственной активности больного, его ответственности за свое здоровье. Соответственно, чем большую ответственность за свое здоровье человек берет на себя, тем активнее он участвует в лечебном процессе (Несенчук В.В., 2004). Учитывая объективные изменения, происходящие с женщиной во время беременности, а именно снижение эмоциональной устойчивости, интеллектуальных показателей (Кочнева М.А, 1990, Скрицкая Т.В., Дмитриева Н.В., 2002), становится понятна важность профессиональных и личностных характеристик акушера – гинеколога. Именно поэтому беременные предъявляют особые требования к личности врача. Многие респондентки отмечают чуткость (33,9%), терпимость (28,5%), умение работать с людьми (26,8%). Отрицательные качества врачей, с которыми женщины сталкивались во время беременности, указали 66,1% женщин выборки. Всего было выделено 8 характеристик. Чаще всего указывается грубость (35,7%) и безразличие (32,1%) медицинских работников в отношении пациенток, а на недостаточное объяснение назначений и оценку соматического состояния жаловались 16,1%. Лишь 33,9% обследованных сообщили, что не сталкивались с отрицательными качествами врачей во время настоящей беременности. Значимые различия между группами женщин с первыми и повторными родами были получены по показателю «Компетентность врача» (таблица 2). Для женщин, которым предстоят первые роды, более значима компетентность акушера-гинеколога. Первая беременность и роды являются серьезным испытанием для женщины. Сам подход к беременности как к состоянию, которое необходимо «лечить» может вызывать у первородящих женщин различные психологические и соматические осложнения течения беременности. Беременным, которым предстоят повторные роды, уже известны особенности течения беременности и родов и состояние повторной беременности для них менее травматично в психологическом плане.
Таблица 2. Значимые различия между группами женщин впервые и повторно рожающих (угловое преобразование j* - Фишера) | Качества врача | Частота выборов | Процент выборов | Критерий j* - Фишера | | | впервые | повторно | впервые | повторно | j* -значение | F – Фишера | значимость | | | 1 | Компетентность | 13 | 1 | 33,3 | 5,9 | 2,55 | 6,50 | <0,05 | | | | | | | | Достаточно широкий и разнородный перечень качеств, желательных для врача акушера – гинеколога позволяет сделать вывод, что ведение беременности без учета психологических особенностей пациенток является психотравматичным для беременных. Многие исследователи отмечают, что невротическое развитие личности во время беременности встречается у 82 % женщин (Волков Е.А., Рымашевский Н.В., 1996). Есть данные (Захаров А.И., 1998), что при параллельном ведении беременности врачом и психологом успешность родов и благополучная ситуация с грудным кормлением достигает 80-90%, что намного выше средних показателей. Таким образом, проблема отношений пациент – врач в акушерской практике требует дальнейшего исследования. Литература: 1. Волков Е.А., Рымашевский Н.В. Психологические особенности в динамике физиологической беременности. //Современные направления психотерапии и их клиническое применение: Материалы Первой Всероссийской учебно – практической конференции по психотерапии. –М., 1996. 2. Захаров А.И. Ребенок до рождения. –СПб., 1998. 3. Кочнева М.А. Психологические реакции у женщин при физиологическом течении беременности. //Акуш. и гин. –1990. -№ 3. –с.13-15. 4. Несенчук В.В. Уровень субъективного контроля при патологическом течении беременности. //Ананьевские чтения 2004: Материалы научно – практической конференции. -СПб., 2004. –с.61-62. 5. Скрицкая Т.В., Дмитриева Н.В. Особенности психологического реагирования и системы ценностных ориентаций женщин в период беременности: Учебно-методическое пособие. –Новосибирск, 2002.
|