Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

АГРЕССИВНОЕ И АУТОАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Печать E-mail
Автор Мирошкина И.Д., Прошутинский Д.И.   
27.06.2009 г.
Дагестанская государственная медицинская академия, РПД, Махачкала

Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2008 год, Том 5, выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника

Определение  агрессивности  включает  два понятия:  физиологической агрессивности - положительного  качества личности,  выражающегося в дей¬ствиях  и желаниях  без  враждебного  оттенка  с  целью утвердиться, овла¬деть  чем-то, и - истинной,  враждебной,  патологической агрессивности, представляющей собой  садистские,  унижающие  и  деструктивные  дейст¬вия  в  отношении  окружающих  или  самого  себя.
Агрессивное поведение  в детском возрасте  проявляет  тенденцию пе¬рерастать в юношеском и  взрослом возрасте  в  антисоциальное по¬ведение.
Биологическая  модель  развития  агрессивности  предполагает  наличие
инстинкта агрессивности,  жизненного  и возрастного.  Примечательным яв¬ляется анатомо-нейрофизиологическое и топографическое  соседство ораль¬ности,  агрессивности  и сексуальности в  лимбической  системе.
Нами привычно  воспринимаются мальчики как  бунтари,  негативисты, максималисты. У них имеется тенденция к открытой,  физической (телесной)  агрессии.  У девочек – к скрытой, вербальной агрессии.
Относительно распределения по признаку пола соотношение агрессив¬ности и интеллекта определяется так: агрессивные девочки  интеллектуально выше, а агрессивные мальчики скорее интеллектуально  ниже.
Фрустрационно-агрессивная  гипотеза развития  агрессивности  понима¬ет агрессию как реакцию на пережитую фрустрацию (разочарование). Ауто¬агрессия появляется в  том  случае,  когда  затормаживается про¬явление  во  всей  полноте  агрессивного  образа  поведения.
Дети  рано  познают,  что  с использованием агрессии  можно  настоять на  своём желании.  Они начинают  пользоваться  этой  стратегией  для дос¬тижения  своих желаний,  когда  на их пути  возникают  преграды. Такое  по¬ведение  является превентивно-агрессивным.  Эти дети находят¬ся  в состоя¬нии  повышенной  готовности  к  агрессивным взрывам.
Уже у одно-, двухлетних детей и у дошкольников проявляются припад¬ки крика, с моторным беспокойством, кусанием, ударами, бросанием пред¬метов. Они затевают по ничтожному поводу ссоры, доставляют окружающим беспокойство, ломают  игрушки, портят книги и мебель. Для них типичны фрустрация и бунт в условиях, вынуждающих устанавливать границы собст¬венного поведения.
Косвенные признаки агрессивности проявляются в молчаливых  реак¬циях упрямства и своенравия, отказе от выполнения поручений и уже  ос¬во¬енных правил. В школьном возрасте наблюдаются окрашенное садиз¬мом жестокое обращение с другими детьми, животными, деструктивное отноше¬ние к вещам. Садистские действия, с точки зрения прогноза следует  считать неблагоприятными, особенно при добавлении асоциальных черт.  Асоциаль¬ные импульсы лежат в основе многочисленных отклонений в детском пове¬дении: поджогов, ухода из дома, отказа от посещения школы,  лживости, краж.
К. Лоренц с точки зрения поведенческой биологии рассматривал агрес¬сивное поведение как процесс катарсиса, в ходе которого "выводится"  внут¬реннее напряжение, а потом наступает определённая разрядка.
Агрессия без попытки совершения её в отношении агрессора может  вы¬звать поворот агрессивности в отношении самого себя. Такое   заместитель¬ное удовлетворение возникает вследствие идентификации  себя с  агрессо¬ром, когда объект, будучи не в состоянии, или не решаясь направить свою агрессивность против нападающего, превращает её в аутоагрессивность. Сначала аутоагрессия вызывается или активируется конфлик¬тами, а затем как бы "отрывается" от причинных факторов или возникает без видимой при¬чины. Аутоагрессор в связи с совершён¬ными им аутодеструктивными дейст¬виями добивается сочувственного внимания со  стороны окружающих, про¬являющегося в определённых ма¬териальных  благах и заботливого ухода. Налицо преувеличенно-наиг¬ранная реакция с  несомненными рентными тен¬денциями.
Косвенная агрессия используется, открыто или исподтишка. Она связана с речью и предполагает определенную степень интеллектуального разграни¬чения. Сюда относят доносительство и враньё, мелочные и назойливые жа¬лобы, злобные придирки, затевание склок, постоянные  возражения и скрыто причиняемые мучения, злорадство по поводу промахов других, издеватель¬ство и цинизм, упрямое молчание и враждебное умалчивание, умышленное подстрекательство к проступкам и наруше¬ние групповой морали.
Однако, можно выразить однозначно - агрессивность и аутоагрессив¬ность возможны там, где господствует страх и безысходность. Так же, как и вывод о безусловной связи агрессивности и противоправных действий. На¬личие агрессивности в основе делинквентного поведения безусловно, обяза¬тельно и трагично. Делинквентная психопатологическая характеристика предполагает сниженный интеллект, ставящий подростка (ребёнка) в невы¬годное положение с точки зрения адекватного  взаимодействия с общеприня¬тыми нормами и  социальными  институтами  и  ввергающий его в атмосферу мощных расстройств поведения – как дромомания, токсикомания, расстрой¬ства питания, умышленный риск,  суицидное поведение. Каждый, из опи¬сан¬ных, но далеко не единый признак приводит к маргинализации подростка (ребёнка) по отношению к семье и  обществу.
Когнитивный дефицит и антисоциальное поведение имеют общую  этиологию - либо с позиции социально-семейных переменных, либо с точки зрения характеристик темперамента. Подросток испытывает нарциссический крах из-за невозможности реализации своей самостоятельности и вынужден¬ной зависимости от среды.
Горькое осознание своих меньших возможностей в обществе и  мас¬сивный контакт с товарищами по несчастью могут стать отправным пунк¬том к формированию устойчивой делинквентности со стойкой  оппозицией к воспитательным мерам и конструктивному взаимодействию. Тенденция развития психопатологических черт проявляется преимущественно в урод¬ливой атмосфере возмущения, отрицания,  дисфории. Психопатические черты подвигают подростка к агрессивным действиям, как способу эмо¬циональной разгрузки. Вспышка агрессивных проявлений совпадает с на¬чалом пубертатного криза, характеризующегося желанием самоутвержде¬ния, столкновения с семейными и общественными ценностями, сливается с нарочито антисоциальными поведенческими  расстройствами. У части де¬линквентов отмечалось общее отставание в развитии способности к мо¬ральным суждениям, снижение  интеллектуальных функций, ведущих к ос¬лаблению усвоения школьного материала, склонность фиксации на отрица¬тельных переживаниях,  лёгкость возникновения панических реакций, чув¬ства безысходности и жизненного краха. Самооценка в начале противо¬правных действий оказалась завышенной и снижалась по мере приобрете¬ния антисоциального опыта. Правонарушения представлялись ими как ре¬акции протеста и, соот¬ветственно, вынашивались планы мести в отношении лиц, привлекших их  к правовой ответственности. Ближайшее социальное окружение было  неблагоприятным и отвергало общепринятые ценности, стабильность  главных добродетелей была подорвана противоречивыми идеалами, преподносимых масс-культурой. Во взаимодействии с делин¬квентным социумом совершалось обучение противоправным навыкам. Бра¬вада с противопоставлением себя общественной морали, с неуправляемо¬стью и нестабильностью, чаще всего, скрывала фобические и депрессивные аффекты, как искажённую и деформированную структуру личности. Агрес¬сивные действия проявлялись в виде атак, направленных на взрослых  из непосредственного окружения, воспитателей или нападок на более  разви¬тых  одноклассников, проявляющихся в виде актов мести. В связи с  укреп¬лением позиции "бунтаря" высказывалось надменно-заносчивое  мнение по отношению к предлагавшимся родителями авторитетам.  Излагалось грубо ошибочное мнение о своём воспитании, личностных  особенностях  роди¬телей.
Ослабление роли и позиций родителей, разрыв с ними усугубляет агрес¬сивность подростка. Уход от дисциплинарного давления семьи открывает возможности для реализации туманных представлений о независимости и свободе, но приводит лишь к накоплению отрица¬тельного  опыта общения с социальными институтами, формирова¬нию заниженного  самообраза и от¬сутствию перспективы в развитии. Обеспокоенность  вызывают повторяю¬щиеся агрессивные действия, противоправные поступки  и неадекватная сек¬суальная активность. Неоднократные и безуспешные  попытки обуздать ан¬тисоциальные выход¬ки некурабельных, истинных  психопатов нежного воз¬раста лишь подт¬верждают, очевидно, мнение, что  истинные психопаты не проходят стадий аффективного развития,  необходимых для выработки чув¬ства вины, сочувствия и угрызений  совести.  
У агрессивно заторможенных же подростков при длительном застое  стрессогенных факторов проис¬ходят, кажущиеся немотивированными  агрес¬сивные всплески, находящиеся в резком контрасте с общей и кажущейся "уравновешенностью". Но, следует отметить, что в большинстве  случаев в реализации агрессивных импульсов проявляется индивидуальная направлен¬ность и, она ориентирована в основном на индивид, с которым сложились нарушенные отношения. Наиболее тяжёлые делинквенты испытывают чув¬ство недоверия, как к другим, так и обществу в целом, что объясняется, по-видимому, неспособностью учиться на неприятном опыте и вызывает глубо¬кую отрицательную самооценку. Отрицательный социальный опыт, чувство беспомощности и неспособность воздействовать на неблагоприят¬ную ситуа¬цию ведут к неспособности интеграции в конформный социуму. В тоже время следует учесть, что каждый фактор,  предрекающий, казалось бы, ве¬роятное развитие аффективно-агрессивной личности не может служить мо¬ноэтиологическим моментом в формировании  про¬тивоправного поведения, но чем их больше, тем для подростка больше возможность ступить на путь правонарушений.
Углубляясь в родственные понятия агрессии и делинквентности, следует  традиционно обратиться к этиологическому вопросу исследования в  наибо¬лее предпочитаемом объекте – семье, где воспиты¬вался правонарушитель. Как и следовало ожидать некоторые дети рождаются в  семьях, где социаль¬ная перспектива уже изначально неблагоприятна, где не  осуществляется в достаточной степени наблюдение за детьми, контакты с  общественными ин¬ститутами подорваны и они не способны обеспечить в  полной мере своим детям стимулирующий и положительно  структурированный семейный кли¬мат. Неблагополучные семьи,  отличающиеся хаотичностью воспита¬ния, не дают отчётливого набора ценностных и поведенческих норм, они не распола¬гают таким набором  воздействия на агрес¬сивность, как семейный контроль, поддержка и  "тёплые" отношения, физические и психологические методы дисциплинарного воздействия. Ранняя эмоциональная фрустрация,  недоста¬ток материнской заботы и ласки, дефицит отцовского внимания, их  неспо¬собность огра¬ничить антиобщественное поведение ребёнка приводит к  тому, что подросток переводит недостаточную жёсткость воспитания в  собст¬вен¬ное агрессивное поведение. В таких условиях низкого качества внутрисемей¬ного реагирования вряд ли приходится рассчитывать на развитие нормаль¬ных и конструктивных моральных и когнитивных процессов, что может стать причиной снижения уровня функционирования изначально нормаль¬ного интеллекта. И, вероятнее всего, позднее антиобщественное поведение воспроизводит (отражает) раннюю неблагоприятную ситуацию семейного и социального плана. К причинам,  провоцирующим кризисные ситуации, вле¬кущим, в свою очередь психический дискомфорт и диссоциацию следует от¬нести: семейную жестокость; групповую "подростковую жестокость" с моти¬вом систематического унижения жертвы; сексуальные и гомосексуальные злоупотребления со специфическим унижением жертвы; экстремально-жиз¬неопасные ситуации в условиях боевых действий, рассматриваемые как  со¬циальное насилие.
В силу ограниченности объёма публикации разберём частично два   пункта, касающихся всё той же проблемы семьи. Решающим семейным фак¬тором является собственная карьера родителей в социальных  институтах: их взаимоотношения со школой, работой, правосудием и  условия обитания. Сниженная социальная перспектива, неблагоприятный  социальный путь, из¬вращённые ценности, низкий социальный престиж,  субкультура неудачника, недостаточность материальных ресурсов и  отсутствие социальной поддерж¬ки, равнодушная позиция общества в целом зачастую приводят к срыву ро¬дительского контроля.
Миграция по этническим причинам или вследствие военных действий и  связанные с ними лишения сами по себе не может служить причиной жесто¬кого обращения, но тоже вносится в фактор риска. Систематические  семей¬ные конфликты, связанные с унижением и истя¬занием следует  рассматри¬вать как психотравму. Жестокое обращение переходит в психогенный фактор при условии массивности, длитель¬ности и повторяемости. Тяжесть травми¬рующего эффекта связана с наличием и характером психических расстройств у родителей, в том числе с массивным алкоголизмом и криминальным анам¬незом. В таких семьях отсутствует  взаимно одобренная семейная иерархия, пренебрегают обязательными правилами, структура семьи дезорганизована, а действия родителей некомпетентны. Таким образов формируется феномен передачи патологических форм взаимоотношений между родителями и детьми из одного поколения в другое.
Но не следует предполагать, что только дети могут явиться предметом унижения и насилия. Если ребёнок воспитывался в усло¬виях  вседозволенно¬сти и попустительства и стал сильнее родителей, то у него  появляется иску¬шение одолеть их физически. При этом родительские  требования отмета¬ются. С горечью следует признать, что жестокое  обращение с родителями, как и жестокое обращение с детьми имеется, но  частота их не известна. Большинство ро¬дителей хранят это, как семейную  тайну, не желая раскрыть свой позор и тем самым признать свою несостоятельность как воспитателей, а также поступиться иллюзией  "гармоничной" семьи.
Следует дополнительно сообщить, что исследователи выделяют три  типа жестокого обращения с детьми. Это физическая жестокость, пренеб¬ре¬жительное отношение и сексуальное злоупотребление. Тяжесть последствий определяется типом, выраженностью воздействия и его продолжительно¬стью. Особым видом жестокости является сексуальное злоупотребление в отношении детей. Малолетние дети подвергаются сексуальной агрессии со стороны близких родственников и при нападении  незнакомых насильников. Подростки становятся объектами сексуальных домогательств со стороны сверстников, в ситуациях скоротечных знакомств.  Личная незрелость, под¬чиняемость, доверчивость, недостаточный личный  опыт, неумение критично оценить ситуацию и спрогнозировать её, слабость  механизмов психологи¬че¬ской защиты способствуют развитию психологического срыва. При этом пессиместически оценивается прогноз на  будущее, разви¬ваются депрессив¬ные состояния, а при декомпенсации формируются суицидные тенденции. Чаще в период дисциплинарного  кризиса после пережитого унижения или отвержения. В эти периоды мы сталкиваемся с проявлением аутоагрессивно¬сти суицидальных попыток
Суицидальный феномен представляет собой устойчивое социальное явление, как индивидуальная поведенческая реакция, обусловленная пси¬хологическими и патопсихологическими особенностями личности в экс¬тремальных жизненных обстоятельствах.
В настоящее время рост самоубийств базируется на осмыслении суици¬дального поведения как следствия социально-психологической дезадаптации личности, возникающей под влиянием различного рода психотравмирующих и стрессогенных факторов и, в результате утраты роли традиционных соци¬альных институтов, регламентировавших взаимо¬отношения между  поколе¬ниями и  отдельными людьми.
Само явление самоубийства образуется из совокупности  индивидуаль¬ных решений и пос¬тупков. Ситуации, толкающие человека на самоубийство чрезвычайно широки - от обыденных и банальных до глубоко  трагичных. В одних случаях суицидогенная ситуация переживается  субъектом как тяже¬лей¬шая жизненная драма, воспринимаемая как  личностный крах. В других поражает легковесность в принятии решения о  покушении на собственную жизнь. Мотивом такого поступка проглядывает  стремление изменить ситуа¬цию в выгодном для себя направлении, с  очевидным прагматическим подхо¬дом. Лица, склонные к суициду обладают  снижен¬ным уровнем социальной компетентности - то есть диссоциацией  соотношения внутренних и внешних противоречий: между тем, что  приемлемо для индивидума и, что приемлемо для общества. Гибкий приспособительный процесс соотношения внутрен¬него и внешнего - залог  внутренней стабильности механизма сохранения личности  при неожиданных изменениях  вовне.
Противоречия могут быть порождены обществом или действиями са¬мой личности, но их последствия неожиданно превосходят порой возможно¬сти личности разрешить таковые своими силами. В этом случае личность определяет себе роль жертвы в собственной жиз¬ненной трагедии,  где не¬удачный сценарист выбирает для себя уход из жизни.
Крушение чрезмерных ожиданий и разочарование, неспособность  вы¬работать собственную психологическую позицию ведёт к тому, что подрос¬ток травмирует своё тело и мысль; он вступает в борьбу с самим собой, про¬тив представлений, ставших для него невыноси¬мыми. Внутреннее  напряже¬ние стремится нейтрализоваться переходом в объект страдания или  к физи¬ческому исчезновению. Отсутствие ориентиров и утрата поддержки  приво¬дит к диссоциации внешних и внутренних реалий. Трудности, с  которыми сталкивается суицидент поглощают все его силы, лишают  работоспособно¬сти, снижают удовлетворённость жизнью. Существуя под  таким давлением человек, дегради¬рует как личность, соглашается с  неуклонным снижением самооценки и, в конце концов, отказывается от  самой жизни.
Совершая суицид, субъект посылает своеобразный сигнал бедствия, стремясь вызвать жалость и сострадание, аппелируя к чувствам партнёра,  близких и даже посторонних людей. Очевидно, легче всего суицидальные  поведенческие модели усваиваются социально нез¬релыми людьми,  подро¬стками, как наиболее восприимчивыми к освоению новых поведенческих актов. В этом одна из причин, почему суициденты рассматривают посяга¬тельства на свою жизнь не с точки зрения общественной морали, а с пози¬ции эффективности суицидальных действий, как способа разрешения жиз¬ненных коллизий и спосо¬ба выхода из психологического тупика.
Среди суицидальных мотивов различают две группы – мотивы неблаго¬получия (одиночество, тяжесть жизни, потеря близких) и мотивы конфликта, в который кроме суицидента, вовлечены и другие лица. Мотивам   неблаго¬получия чаще всего соответствуют суициды "монологические" – то есть по своему, характеру явившиеся следствием внутреннего монолога или  раз¬мышления, в основе которого нет обращения к кому-либо и нет расчёта на изменение поведения окружающих. Смысл этих суицидов – отказ от жизни,  капитуляция, самонаказание.
Мотивы конфликта чаще звучат в "диалогических" суицидах, где смысл  этого акта носит характер протеста, призыва о помощи и адресуется какому-то конкретному лицу или общественному мнению. "Диалогические"  суи¬циды имеют символический характер и представ¬ляют собой "аргумент" в конфликте, когда суицидент хочет чего-то добиться или доказать.  Прогно¬стически "монологические" суициды более опасны, чем  "диалогические", так как в первом случае человек не верит в улучшение  ситуации и не рассчи¬тывает на чью-то помощь. Тогда, как во втором активно  включён в жизнь и, следовательно, более доступен для  контакта.
В отличии от завершённых суицидов, суицидные попытки,  обставлен¬ные порой очень драматично, демонстрации и имитации их, а также выска¬зывания суицидных замыслов имеют целью лишь декларацию с целью шан¬тажа. Попытки суицидов происходят в 30-40 раз чаще, чем истинных (закон¬ченных) суицидов. В 1/3 случаев попыткам суицида  окружающие не преда¬ют значения. Это способствует снижению статистических данных и приво¬дит к формированию халатного отноше¬ния  к  суицидному акту и чреват ре¬цидивами. Повторение суицида тем вероятнее,  чем моложе субъект; тем чаще попытка эта совершается в течение первого  года, а, чем больше попы¬ток, тем больше физический риск. Повторный акт лучше подготовлен и ме¬нее импульсивен.
Если с увеличением возраста суицидентов вероятность лишения себя жизни увеличивается, то при анализе суицидальных попыток покушения на свою жизнь совершаются чаще всего молодыми жен¬щинами и подростками.  Подростковый возраст является наиболее опасным в плане развития суици¬дальных тенденций. В этот жизнен¬ный период зачастую случаются  ситуа¬ции, характеризующиеся как психологический кризис. Причинами  могут быть: сентиментальный раз¬рыв, разлад, отрыв от привычных связей и  окру¬жения, насилие, пережитое горе, траур и т.д. Решения эти принимаются  по¬рой при высоком уровне волнения, в условиях неразрешимого, как кажется суициденту ситуационного тупика.
Аутоагрессивное поведение в подростковом возрасте у юношей и деву¬шек соотносится  в отношении 1:4. Психопатологическая кар¬тина у суициден¬тов характеризуется наличием органических поражений ЦНС, ЧМТ  в анам¬незе, наличием депрессивных расстройств различной степени  выраженности. Аутодеструктивное поведение при опьянении, совершаемое  без  заблаговре¬менной  подготовки и,  нередко,  задуманное как демонстрация,  по нерасчёт¬ливости может закончиться летально. Соотношение же за¬конченных суицидов между юношами и девушками соотносится как 3:1.
Суицид в нашем обществе является табуированным. Устрашающий смысл его внушает окружающим страх оказаться втянутым в ситуа¬цию, от  чего человек, ищущий смерти рискует остаться один, не встретив никого, кто  выслушал бы его.
Суициду предшествует обычно просьба о помощи. Недоверие к по¬доб¬ным заявлениям, сомнения в достаточной "обоснованности" намере¬ний,  вы¬сказанные порой в покровительственно-ироничной манере, вы¬нуждают  по¬тенциального суицидента перейти к активной подготовке и реализации  акта суицида. Обращения к окружению могут выражаться косвенно или же  намё¬ками, но даже прямые высказывания намерений часто игнорируются,  встре¬чая удивительную эмоциональную глухоту. Это поведение отражает,  несо¬мненно, борьбу мотивов и душевное смятение потенциального  суицидента испытывающего потребность выс¬казать своё волнение и,  одновременно,  стремление  скрыть мрачные намерения.
Особое внимание привлекает аутодеструктивное поведение в соци¬ально закрытых коллективах: пенитенциариях, исправительных учреж¬дениях и др. Попадая в условия социальной изоляции, первое время после  резкого перехода от привычной жизни к условиям строго структурированного учре¬ждения или же в судебно-следственной ситуа¬ции,  подростки часто прояв¬ляют психогенно обусловленные депрессив¬ные  расстройства. Они могут быть замаскированы нехарактерными проявлениями в виде двигательной расторможенности, ранимости, переживания собственной неполноценности и незаслуженной обиды. Невозможность направить своё недовольство вовне переводит его в  аутоагрессивное поведение, влекущее даже проведение экст¬ренных полостных операций, как последствий целевых реакций: заглатыва¬ний инородных предметов, нанесения ранений, порезов, ожогов. Речь идёт о  целенаправленной манере поведения, при которой осоз¬нанно смиряются с  нанесением себе телесного повреждения для того, чтобы освободиться от  тяжёлой или опасной для жизни ситуации.
Перманентное употребление наркотиков, курение, приём алкоголя, та¬туаж, пирсинг и реализация других вредных для здоровья действий следует рассматривать в развороте агрессивности против своей личности, как аутоаг¬рессивный синдром, как суицид замедленного действия.
Лечение и профилактика подростковой агрессивности, аутоагрес¬сивности.
Как сформулировать задачи лечения и профилактики для субъектов, не  выражающих просьб и претензий, когда сам суицидент прибегает к  отрица¬нию факта суицида, как поступает и окружение подростка, стремясь  смяг¬чить тяжесть поступка. Как объяснить подростку, что общество  является конструкцией основанной на переговорах конфлик¬тующих властей  и инте¬ресов, а поведение человека следует рассматривать в виде значимого  взаи¬моотношения с окружением, где формы его реагирования следует  прини¬мать в социальном контексте. Как реализовать адекватное  терапевтическое воздействие в условиях закрытых учреждений, где  принудительные меры воспитания способны лишь закрепить агрессию и  окончательно разрушить социализацию. Где численность подростков с  девиантным поведением зна¬чительно превышает критическую массу,  рекомендуемую для подобных со¬обществ. В таких условиях патологическая  субкультура только усиливается, а декларируемые воспитателями ценности  не воспринимаются. Также сле¬дует осторожно относиться к категорическим  интерпретациям оценки пове¬дения подростка, так как последовательность  поведения может переоцени¬ваться как самими воспитателями и учителями,  так и роди¬телями и иска¬жаться их же стереотипами и внутренним настроем по отношению к кон¬кретному "трудному" подростку. Так поведенчес¬кие  характеристики могут варьировать у одного и того же челове¬ка в  зависимости от времени и соци¬альной ситуации.
Наиболее целесообразен, видимо, принцип совмещения социальной по¬мощи и воспитательного воздействия с отказом от репрессивных мер, когда психический инфантилизм может быть компен¬сирован адекватной психо¬лого-педагогической коррекцией, а гипертимный тип характера при соответ¬ствующем социуме благоприятно раскро¬ет и разовьёт  потенциальные лич¬ностные черты.
К сожалению не только закрытые специальные учреждения, но и тради¬ционные лечебные редко могут предоставить необходимые условия для  сис¬тематического психологического и психотерапевтического взаимодействия, не говоря уже о возможности влияния на макро- и микросоциальную среду. Кроме того предложения профессиональной помощи наталкиваются в значи¬тельном числе случаев на неспособность  субъекта и его окружения понять смысл такового контакта. Поэтому остаётся  надеяться на устойчивость тра¬диционного уклада жизни, институтов семьи и  брака, где ещё сохранены мощные антиагрессивные факторы, основанные на гармонии и заботе.
 
 
 
Похожие статьи:
 
Последнее обновление ( 11.01.2011 г. )
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99