Российский Государственный Медицинский Университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 3), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Преодоление кризиса, возникшего в российском обществе, освоение передовых достижений мирового сообщества зависит от профессионального уровня кадров. В связи с этим возникла необходимость разработки новых подходов к системе профессиональной подготовки специалистов, с помощью которых можно справиться с несоответствием между индивидным, личностным и субъектно-деятельностным обучением и развитием. В процессе профессиональной подготовки должны быть достигнуты не только цели обеспечения необходимым образованием, но и цели формирования устойчивости интереса субъекта к самопознанию, саморазвитию и самореализации в процессе профессионального становления. Одной из наук, занимающихся данными проблемами, является акмеология (от древнегреческого “акме” - вершина, расцвет), которая в последнее время становится всё более популярной.
Акмеология – наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин, – изучает закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Человек, волнующий акмеологию как науку, учебную дисциплину и эффективную практику, рассматривается как высшая ценность природы и главный приоритет и творец общества. Предметом акмеологии являются закономерности условия, факторы и стимулы самореализации творческого потенциала человека на протяжении жизненного пути, развития творческой готовности к предстоящей деятельности, достижения вершин жизни и профессионализма деятельности. Акмеология всесторонне освещает особенности важнейшей ступени, которую проходит человек в своем развитии, — ступени зрелости. Она определяет сходное и различное в ней у разных людей, проясняет своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости.
Ступень зрелости человека и акме как вершина этой зрелости — это многомерное состояние человека, которое охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни и показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист в какой-то определенной области деятельности, как личность, как семьянин и родитель. Это состояние не является статичным образованием, а отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью.
Помимо рассмотрения развития всей совокупности характеристик человека, в которых находит выражение его зрелость, акмеология анализирует зрелость и акме в более узком смысле, имея в виду только овладение человеком профессией, достижение им высочайшего уровня мастерства. Существует огромное количество людей во многих областях деятельности, которые продвигаются по карьерной лестнице, не являясь при этом профессионалами в высоком значении этого слова. Такой непрофессионализм ведет к громадным потерям в укреплении государства, создает напряженность в межнациональных отношениях и функционировании практически всех сфер общества. Становится очевидной актуальность разработки акмеологией круга проблем в области профессионализма. По мнению А.А. Бодалёва, они должны быть следующими:
• профессионализм и его основные характеристики;
• профессионализм и здоровье человека;
• условия и факторы достижения высокой профессиональной компетентности;
• пути предотвращения профессиональной деформации.
Известно, что термин «профессия» (лат. professio), происходящий от латинского profiteor – объявляю своим делом, – это род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. В таком случае, профессионал – это человек, избравший какое-либо занятие своей профессией, специалист своего дела.
Согласно другой точке зрения, «профессия» происходит от французского profiteri (говорить публично) и является исторически развивающейся системой, закрепляющейся в культуре вследствие общественного разделения труда и трудовых функций. Такая трактовка позволяет рассматривать профессию с семи позиций:
1. как общность людей, имеющих социальную подготовленность и занятых в определённой области труда;
2. как область деятельности с множеством трудовых постов;
3. как работу и процесс деятельности;
4. как качественную определённость человека;
5. как реальность, развиваемую и преобразуемую профессионалом;
6. как вид и предметная область трудовой деятельности (система свойств и взаимоотношений объектов, явлений, процессов, которыми человек должен мысленно или практически оперировать на определённом трудовом посту;
7. как возможность получать необходимые средства существования взамен затраченного труда.
Н.В. Кузьмина, определяя профессионализм, как меру овладения человеком современными содержаниями и средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления, выделяет три общих признака профессионализма:
1) владение специальными знаниями о целях, содержании, объекте и средствах труда;
2) владение специальными умениями на подготовительном, исполнительском, итоговом этапах деятельности;
3) овладение специальными свойствами личности и характера, позволяющими осуществлять процесс деятельности и получать искомые результаты.
Профессионализм – это приобретённая в ходе учебной и практической деятельности способность к компетентному выполнению трудовых функций, а также уровень мастерства и искусности в определённом виде занятий, соответствующий уровню сложности выполняемых задач. Профессионализмом является способность человека (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности) выполнять деятельность на высоком уровне, в самых разнообразных условиях, систематически, эффективно и надежно. Понятие профессионализма не ограничивается только характеристиками высококвалифицированного труда, это и особое мировоззрение человека, и качественно иной образ жизни профессионала.
К профессионально важным качествам относят индивидуально-психологические свойства и отношения личности. В индивидуально-психологические свойства входят следующие свойства личности: индивидуальные особенности протекания познавательных процессов (ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), также эмоциональные, волевые, моторные, речевые и коммуникативные особенности. Отношения личности включают в себя отношение человека к профессии; к себе как к субъекту деятельности; к другим людям (коллегам, начальнику, клиентам); к объекту труда; к предмету труда; к средствам труда; к условиям труда. Когда имеется в виду высокий профессионализм человека, то с ним связываются не только яркое развитие способностей, но и глубокие и широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности. Конечно, настоящий профессионализм всегда сопрягается с сильной и устойчивой мотивационно-эмоциональной заряженностью на осуществление именно данной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата. Естественно, последнего не будет, если у человека не окажется и нужного для его профессионального труда состояния здоровья. При этом настоящий глубокий и широкий профессионализм не может вырастать у человека из занятий только одной той деятельностью, которой он посвятил себя, особенно если эта деятельность сложна по своему характеру. С одной стороны, высокий профессионализм невозможен без развития у человека специальных способностей, знаний и умений, которые и по содержанию, и по форме соответствуют требованиям конкретной деятельности. Но, с другой стороны, важнейшим условием достижения профессионализма обязательно является мощное развитие у человека общих способностей и превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности, что означает нравственную воспитанность его личности.
Высокий профессионализм и творческое мастерство различных специалистов – вот тот главный человеческий ресурс, который становится важнейшим фактором оптимального решения насущных глобально-кризисных проблем. В этом социокультурном контексте акмеология приобретает особое значение, так как именно она изучает закономерности и технологии развития вершин профессионализма и творчества как “акме” – форм оптимального осуществления всевозможных видов профессиональной деятельности.