Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 3), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Этологическое направление берет свое начало от исследований Уитмена (1899), но как наука этология сформировалась в 30-е годы 20 века. Этот этап ее бурного расцвета в первую очередь связан с именами Конрада Лоренца и Нико Тинбергена. Предметом изучения этологов были инстинкты, которые рассматривались исключительно как врожденные, константные реакции. Однако последующие исследования показали возможность их изменений в пределе генетически детерминированной нормы реакции. Изначально постулировалась специфичность инстинктивного поведения для каждого вида, и поэтому подобно морфологическим признакам им придавалось таксономическое значение (Уитмен, 1899, Хейнрот 1918,1938). Другие научные школы, занимавшиеся поведением, преимущественно изучали процессы обучения и по сути своей были разными течениями второго направления, которое можно определить как психология животных. Между представителями двух направлений разгорелась жаркая полемика, которая в конце концов обеспечила взаимное обогащение двух школ, хотя каждая сохранила свои приоритеты.
В настоящее время этологические исследования на животных проводятся в лабораториях разного профиля, и этологические подходы используются в разных областях медико-биологических исследований: в экспериментальной психофизиологии, нейрофизиологии, экспериментальной психофармакологии. В рамках последней - на стыке фармакологии и этологии возникло направление фармакоэтология. Заслуга его создания принадлежит В.П. Пошивалову. В его лаборатории были разработаны модели различных форм агрессивного поведения, модели поведения детенышей, в частности игровой активности и др., которые успешно применялись для изучения поведенческих эффектов различных нейротропных средств.
Этологический подход к изучению онтогенеза поведения позволяет оценивать роль различных ключевых стимулов (релизеров) на разных этапах онтогенеза как животных, так и человека и анализировать те врожденные программы поведения, которые они запускают. Развивающееся поведение представляет сложный комплекс врожденного и приобретенного. У медленно развивающихся приматов детеныш беспомощен, много времени проводит в контакте с матерью, и в развитии его поведения велика роль обучения, но тем не менее не следует недооценивать врожденное поведение. Являясь видоспецифичным, оно обеспечивает адаптацию вида к конкретным условиям среды обитания, хотя безусловно, его изменения ограничены нормой реакции, и оно не может обеспечить высокую пластичность в изменяющихся условиях. Существенным показателем развития в ранний постнатальный период являются двигательные реакции в ответ на сенсорную стимуляцию (в первую очередь тактильную). Новорожденный ребенок, как и детеныши различных видов млекопитающих, обладает целым комплексом видоспецифичных рефлексов, которые, проявляясь в ранний постнатальный период, впоследствии угасают по мере созревания нервной системы и сменяются новыми. Их появление и проявление является маркером нормального развития нервной системы на определенном этапе онтогенеза, поэтому они обязательно оцениваются невропатологами у новорожденных. Одни отражают зрелость нервно-мышечной системы, другие, кроме того, имеют адаптивное значение (сосательный, поисковые и др.) или отражают поведение, имевшее адаптивный характер у предков - приматов (хватательный, позволявший детенышу удержаться, уцепившись за шерсть матери и таким образом сохранить жизнь еще не способного к самостоятельным действиям потомства). Ранний постнатальный период характеризуется появлением новых поведенческих актов. У крысят это - избегание края, удержание на стержне, подъем на задние лапы и др. У ребенка - удержание головы, переворачивание на животик, ползание, ходьба и др.
Исключительное значение в развитии имеет игровой период онтогенеза поведения. Игра отражает особое состояние нейромедиаторных систем мозга в ювенильный период онтогенеза. Основными биологическими функциями игровой активности являются: физическое упражнение и совершенствование двигательной активности, обучение (получение информации об окружающей среде, пробы и ошибки, выработка незапрограммированных ответов), социализирующая функция (игра необходима для установления коммуникационных связей, иерархии), позитивное подкрепление при выработке условных рефлексов.
Некоторые патологии поведения раннего детского возраста, например синдром раннего детского аутизма, характеризуются подавлением нормального игрового поведения, включающего генетически детерминированные компоненты. При разработке средств для коррекции нарушений поведения в раннем детском возрасте неотъемлемым этапом являются фармакоэтологические исследования с использованием адекватных лабораторных моделей поведения. Анализ развития игрового поведения предполагает создание комплексных моделей игровой активности детенышей, позволяющих оценивать игру во взаимосвязи с другими элементами и категориями поведения. Применение этих моделей в фармакоэтологических исследованиях обеспечивает возможность при работе с селективными агонистами и антагонистами рецепторов исследовать степень вовлечения различных нейромедиаторных систем мозга в интеграцию внутривидовой коммуникации и осуществлять поиск фармакологических средств с просоциабельными эффектами, способных корректировать внутривидовую общительность. Другим важным аспектом использования моделей игрового поведения представляется возможность оценки последствий негативных воздействий на организм на ранних этапах развития, которые приводят к очень стойким, а иногда и необратимым изменениям последующего поведения. К таким воздействиям относятся стрессирующие факторы, обеднение среды, чрезмерное обогащение среды, эффекты гормонов или фармакологических средств и др.
К настоящему времени накоплены убедительные экспериментальные и клинические данные об изменениях, которые являются результатом воздействия на плод психотропными препаратами, но не проявляются в виде явных анатомических аномалий мозга. У выживших и не имеющих физических уродств детенышей впоследствии обнаруживаются четкие изменения в поведении. Высокочувствительные этологические критерии могут эффективно использоваться для анализа потенциальной способности веществ нарушать генетически обусловленное и приобретенное поведение и функционирование нейромедиаторных систем мозга.