Оренбургский государственный университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 3), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Период гражданской войны стал временем необычайного динамизма общественных процессов и острых социальных конфликтов. Школа вместе с обществом вошла в полосу радикальных реформ, обретая новые гражданские ценности и разделяя тяготы перехода к новому общественному укладу.
Атаман А.И. Дутов удерживал власть в Оренбуржье в течение двух периодов: 1) с 26 октября 1917г. по 18 января 1918г.; 2) с 3 июля 1918г. по 21 января 1919г.. На протяжении этого времени управление народным образованием на гражданской территории губернии было сосредоточено в ведении губернского и уездных земств и органов городского самоуправления. Возглавлял отдел народного образования Оренбургской губернской земской управы К.Н. Березников. Земства располагали необходимым аппаратом и опытным штатом сотрудников. Это позволило сохранить школьную сеть в губернии, не допустить её развала, осуществлять финансирование в основном из местных средств. При белой власти не был остановлен процесс демократизации образования, начавшийся в период деятельности Временного правительства.
Степень политической активности и политические позиции педагогов осенью 1917г. показывает анализ партийных списков кандидатов в Учредительное собрание, выборы в которое проходили в Оренбургской губернии с 26 по 28 ноября 1917г. Работники образования были представлены в основном от партий социалистической ориентации (трудовой народно-социалистической партии, партии социалистов- революционеров) [1].
Сосредоточение управления образованием в период власти белых в ведении органов местного самоуправления способствовало стимулированию общественной инициативы и активизации деятельности местного учительства. Анализируя разработанный Оренбургскими педагогами проект единой школы 3-х ступеней с продолжительностью обучения на каждой 4 года, необходимо отметить, что он предусматривал свободный переход на каждую новую ступень школы, предоставляя определенную возможность получить среднее образование тем слоям городского населения, которым ранее оно было недоступно. Проект был частично реализован в городских школах Оренбурга осенью 1918/1919 учебного года, но окончательно не проведён в жизнь в связи с падением белогвардейского режима. В целях проведения реформы и реализации поддержанного всей демократической общественностью принципа общедоступности образования, была несколько расширена городская школьная сеть. Дополнительно открыты 15-е женское начальное училище, 3 мусульманских начальных школы, 5-е и 6-е высшие начальные училища [2]. Согласно проекту реформы школы разработанному 2-м Оренбургским городским комитетом по народному образованию обучение в высших начальных училищах и средних учебных заведениях города оставалось платным, но по фиксированным ставкам утвержденным Городской думой 9 октября 1918г. «Утвердить плату за учёбу в высших начальных училищах и 1-х классах при средних учебных заведениях 20 рублей за полугодие; во 2-м, 3-м и 4-м классах средних учебных заведений до 80 рублей за полугодие; в 5-х, 6-х, 7-х и 8-х классах – 100 рублей за полугодие» [3].
Так как оренбургские педагоги согласовывали свои действия с приказами Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания в период белой власти, в школы Оренбуржья вернули на факультативной основе преподавание Закона Божьего. Согласно приказу № 270, подписанному в г. Самаре 6 сентября 1918г. [4], преподавание Закона Божия в школах допускается по решению педагогического совета. Учащиеся до 16 лет обучаются Закону Божия по заявлению родителей, а после достижения учеником 16-летнего возраста он самостоятельно принимал решение по этому вопросу. Таким образом, для населения была оставлена возможность осуществлять религиозное обучение и воспитание детей в школе. Рассмотрев вопрос о преподавании Закона Божия, отдел школьного образования Челябинской уездной народной управы в ноябре 1918г. сообщил заведующим школами, что законоучитель должен избирается Школьным комитетом. Желательно, чтобы преподавание Закона Божия велось кем-нибудь из учителей. Устанавливалась плата 5 рублей в месяц за комплект[5].
Положение в уездных школах губернии было катастрофическим, образовательный процесс функционировал с перебоями. Новый 1918/1919 учебный год начался не для всех школ Оренбургского уезда. Из-за отсутствия денег, в связи с тяжелейшим финансовым кризисом Оренбургская уездная земская управа была не в состоянии оплатить все расходы на содержание школ и 9 ноября 1918 г. постановила: те школы, где местное население откажется участвовать в их содержании, закрыть, впредь до улучшения финансового состояния земства[6].
Материальное положение педагогов оставалось тяжелым. Размер окладов не менялся с апреля в течение всего 1918 года, составляя для учителей начальных училищ г. Оренбурга 350 рублей в месяц, высших начальных училищ 400 рублей, гимназии 450-500 рублей. Разрыв в оплате труда учителей начальной и средней школы уже не был таким значительным. Необходимо подчеркнуть, что политическую позицию учительства в период меняющейся власти определял не только экономический, но и социально-психологический критерий: уровень образованности, особенности воспитания и т. д.
Дискуссионным в период гражданской войны оставался вопрос о возможности политической пропаганды в школе. Значительная часть оренбургских учителей поддерживала призывы держать школу вне политики.
Благодаря усилиям местной интеллигенции и финансовой поддержке местных властей, кооперативов и казачества 20 октября 1918 года состоялось торжественное открытие в городе Оренбурге Высшей Вольной школы[7]. В прифронтовом городе, переполненном воинскими частями и беженцами, в условиях чрезвычайной дороговизны и отсутствия товаров первой необходимости, несмотря на все трудности, начал действовать еще один источник знаний.
Вследствие развернувшейся на территории Южного Урала гражданской войны, сопровождавшейся периодической сменой власти, процесс формирования советской системы народного образования проходил в два этапа. Первые мероприятия советской власти в области народного просвещения, проведенные в период с января по июнь 1918 г. включали введение новых ставок оплаты труда учителей, установление контроля за изданием и продажей книг и учебников в губернии, ряд мер по организации народного образования среди мусульманского населения. Начался процесс формирования советских органов управления народным образованием. Был создан Оренбургский Комиссариат народного просвещения. На заседании Оренбургского ревкома 7 февраля 1918 года утвержден его состав из трех человек. Из-за недостатка сотрудников, обладающих необходимыми знаниями и практическим опытом работы, на первом этапе привлекались к сотрудничеству штаты Отделов народного образования городских самоуправлений и земств. Мусульмане, члены губернского исполнительного комитета советов, образовали Комиссариат по мусульманским делам Оренбургской губернии. При комиссариате были образованы соответствующие отделы, в том числе и отдел народного образования, комиссаром стал Карим Хакимов (1892-1937). Комиссариату удалось наладить деловые взаимоотношения с Оренбургским отделением Всероссийского Учительского союза. Несмотря на значительные финансовые трудности школьная сеть в губернии была в основном сохранена и окончание 1918/19 учебного года произошло без значительных изменений в ее работе.
После восстановления советской власти в январе 1919 года в Оренбурге, органы управления народным образованием начинают формироваться заново. Как следует из отчета инструктора Наркомпроса К.М. Иванова, прибывшего в Оренбургскую губернию 28 февраля 1919 года, управление народным образованием было сосредоточено первоначально в ведении четырех отделов: 1. Губернского; 2. Городского как подотдела губернского, обслуживающего школы города; 3. Войскового (казачьего), ведающего школами на территории Оренбургского казачьего войска; 4. Уездного отдела народного образования, контролирующего школы уезда[8]. Для организации этих отделов воспользовались на первых порах штатами прежнего аппарата управления народным образованием, не эвакуировавшимися при А.И.Дутове, сотрудниками отделов народного образования губернской и уездных земских управ и городской управы. Так как Оренбургская губерния состояла в это время лишь из Оренбургского и части Орского уезда, остальная же территория находилась под властью Колчака, на заседании Губисполкома было решено слить отделы – Губернский, Войсковой и Уездный в единый Губернский отдел народного образования с одной общей коллегией. Характерные трудности первой половины 1919года: незаконченные военные действия на территории губернии, недостаток подготовленных сотрудников, слабая связь с центром, и, как следствие, отсутствие руководящего и информационного материала, выжидательное настроение основной массы населения, в том числе учителей не позволили органам народного образования, самим находившимся в дезорганизованном состоянии, развернуть широкомасштабную работу по реформированию народного образования в регионе. После окончательного разгрома войск А.И.Дутова и ликвидации колчаковщины осенью 1919 года начался восстановительный период на Южном Урале.
Мероприятия советской власти в области просвещения сводились к трем основным направлениям - развитие общеобразовательной школы, ликвидация неграмотности и малограмотности взрослого населения, подготовка педагогических кадров.
Декреты советской власти о школе были проникнуты демократическими и гуманистическими идеями. Школа объявлялась не только бесплатной на всех ступенях, не только доступной и обязательной, а так же единой и трудовой. Единство школы предполагало преемственность всех её ступеней, равенство, образовательного старта. «Положение о единой трудовой школе» предусматривало: широкое участие органов местного самоуправления в школьном деле, создание школьного самоуправления и организацию школьных советов, которые включали в себя всех работников школы, представителей учащихся и общественности, отмену всех наказаний, отметок, экзаменов и обязательных домашних заданий. Это открывало дорогу в школу широким массам населения. Советская власть обязательность обучения связывала с его доступностью. Плата за обучение во всех школах первой и второй ступени не взималась.
К первоочередным мероприятиям советской власти относилась организация снабжения всех нуждающихся учащихся пищей, одеждой, обувью и учебными пособиями за счет государства. В стране была ликвидирована система религиозного воспитания и обучения.
В течение 1919 г. произошел ряд значительных изменений границ Оренбургской губернии. Сокращение территории повлекло за собой и изменения в структуре управления народным образованием. Губернский, уездный и городской отделы народного образования слиты в один - Губернский с соответствующими секциями. По мнению организаторов, эта мера также давала возможность установить единый твердый курс в политике народного просвещения. Преобразования отчасти решали проблему недостатка подготовленных кадров. Реформированный Губернский отдел народного образования имел 11 подотделов, возглавляемых коллегией ГУБОНО. В отличие от центральных районов России, где советский аппарат по народному образованию был укомплектован летом 1918г., в Оренбургской и Челябинской губерниях местные органы управления народным образованием окончательно сформировались лишь осенью 1919 года.
В 1919/20 учебном году была произведена реорганизация школьного образования на территории Оренбургского региона. К 21 ноября 1919г. все школы губернии были преобразованы в единую трудовую школу I и II ступени. В г. Оренбурге насчитывалось 50 школ I ступени, 11 школ II ступени и одна опытная школа I и II ступени [9]. В Оренбургском уезде в процессе реформирования школьная сеть увеличилась на 46 школ и составляла 353 школы I ступени и 12 -II ступени. В Орском уезде было образовано 126 школ I ступени и 1 школа II ступени. О работе школ в 1919-1920 учебном году свидетельствуют их отчёты, поступавшие в отделы народного образования. Так в трудовой советской школе № 2 I ступени педагогический персонал насчитывал 17 человек (13 основных учителей и 4 по приглашению). На первом же собрании школьного коллектива был избран школьный исполком, в состав которого вошли 3 учащихся и 2 школьных работника. Школьный совет состоял из всех учителей, из представителей трудового населения школьного района (6 человек), что составляло ½ числа школьных работников. В состав школьного совета так же вошли представители учащихся старших возрастных групп начиная с 12 летнего возраста (7 человек). И один представитель отдела народного образования. Существовал в школе ученический совет, который имел свои исполнительные органы в лице классных комитетов. Учащиеся принимали участие в административном управлении школой через своих выбранных представителей, которые были членами школьного совета. Организация школьных советов, создание школьного самоуправления способствовала привлечению к активному участию в школьной жизни учителей, учащихся, общественности. Введение примерных учебных программ, гибких учебных планов, применительно к местным условиям, поощрение разнообразия учебных пособий, всё это открывало широкое поле для педагогического творчества.
Необходимо выделить ряд причин, тормозивших реформирование образования, проводившегося советской властью: существование различных типов и видов начальных и средних школ до революции; отсутствие материальных ресурсов у советской власти, способных удовлетворить нужды школ в помещениях, учебниках, оборудовании, новых учительских кадрах; содержание обучения и воспитания в школе требовало коренных изменений; государственные акты в корне меняющие систему народного образования в Советской России, доходили до места с опозданием и недостаточным разъяснением форм проведения реформирования, в результате, протекание этих реформ на местах иногда происходили с явными перегибами и нередко противоречили их сути; учительский состав городских школ в большинстве своём не составлял основу социальной базы новой власти. Это обусловило более медленный темп изменения системы народного образования и непростые условия для работы большевиков среди учительства. Быстро шел процесс дифференциации в среде учительства. Еще осенью 1918 г. наметилась тенденция смещения влево политических позиций части городского учительства. На первых порах они поддержали политику Комитета членов Учредительного собрания под лозунгом «Вся власть Учредительному собранию!», но постепенно осознали серьёзные противоречия между его многообещающими заявлениями и практической деятельностью. Большая часть учительства средней школы разочаровавшись с начала в Комуче, а затем в дутовском и колчаковском режиме встала на лояльные позиции по отношению к советской власти к концу гражданской войны. Укрепление советской власти, изменение политических настроений позволило планировать работу по переподготовке учителей и повышения их политического образования через краткосрочные курсы. В течение лета и осени 1919г. среди учителей губернии проводилась пропаганда идей единой трудовой школы. Для подготовки школьных работников учреждены 3-х годичные педагогические курсы в г. Оренбурге и в с. Исаево-Дедово. В целях разъяснения форм организации и преподавания в трудовой школе летом 1919 г. устроены теоретические и сельскохозяйственные курсы для 450 школьных работников. Осенью 1919 г. проведено 32 районных учительских съезда. Значительный размах в стране и в Оренбуржье получили экстерные формы подготовки педагогических кадров – организация соответствующих курсов с различными сроками обучения. В октябре 1919 года начались учебные занятия в Оренбургском институте народного образования.
Необходимо подчеркнуть, что в период гражданской войны на территории края начинается создание системы образования доступной для всех слоев населения, несмотря на многочисленные трудности ведется работа по снабжению учащихся пищей, одеждой, учебными пособиями за счет государства. И вместе с тем образование, по убеждению новой власти, являлось той сферой, с помощью которой, коммунистическая идеология будет внесена в массовое сознание. Политизация школы отталкивала часть учительства, тормозила переход педагогов на сторону советской власти. Радикальный подход советской власти по отношению к преподаванию религии в школе вызвал также неоднозначную реакцию в обществе.
Среди специфических особенностей региона, наложивших отпечаток на состояние народного образования и проведение реформ в этой сфере, можно выделить следующие: Южный Урал представлял собой отдаленный от центра, сельскохозяйственный район с начавшей развиваться промышленностью, край со сложным многонациональным составом населения. На его территории присутствовало Оренбургское казачье войско, имевшее свою сеть станичных и поселковых школ. В период, начиная с падения самодержавия в России и до окончания гражданской войны, на территории края шел процесс постепенного разрушения сложившейся в царской России системы образования. Во время белогвардейского режима была предпринята попытка реформирования школы по проектам, разработанным педагогической общественностью города Оренбурга. При белой власти реформирование в сфере образования шло по инерции, продолжая политику Временного правительства и осуществлялось на основе принципов умеренного либерализма и демократизма. Мощным фактором влияющим на изменения в сфере народного образования на территории края в период гражданской войны являлась общественная инициатива. После окончательного установления советской власти в 1919 году, начинается коренная перестройка в сфере народного просвещения, формирование новой советской системы образования. В период гражданской войны проходил лишь начальный этап советских преобразований, завершение этого процесса требовало более продолжительного времени и создания соответствующих материальных предпосылок, которые могли быть обеспечены только мощным экономическим подъемом страны. Первые достижения были приостановлены в связи с вспыхнувшей в 1920-21 гг. на Урале эпидемией тифа и начавшимся голодом. Тем не менее принципы провозглашенные советской властью и практические мероприятия осуществляемые на начальном этапе становления советской школьной системы заложили основы становления действительно массовой, общедоступной системы образования.
Примечания:
[1] Оренбургский губернский вестник.- 1917.- 28 октября.
[2] ГАОО (Государственный архив Оренбургской области). Ф.450. Оп.1. Д.6. Л.44об.
[3] ГАОО. Ф.41. Оп.1. Д.99. Л.92об-Л.93.
[4] ГАОО. Ф.41. Оп.1. Д.1531. Л.253 об.
[5] ОГАЧО (Объединенный государственный архив Челябинской области). Ф.Р.-1542. Оп.1. Д.40. Л.193.
[6] ГАОО. Ф. 44. Оп.1. Д.474. Л.1.
[7] Народное дело.- 1918.- 22 октября.
[8] ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф.А. 2306. Оп.4. Д.411. Л.78.
[9] Культурное строительство в Оренбуржье. Документы и материалы. 1918-1941.- Челябинск, 1985.-с.18.