Орловский государственный аграрный университет
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 4), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Концепцией модернизации российского образований основные задачи профессионального образования - «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободного владеющего своей профессией….»
Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы за стимулирование профессионального роста студентов, воспитывание их творческой активности и инициативы.
В нашем ВУЗе самостоятельная работа студентов является частью учебного процесса, одной из традиционных форм учебно-познавательной деятельности. Студенты овладевают определёнными способами и приёмами самостоятельной работы.
Студенты нашего ВУЗа самостоятельно работают с литературой, используют периодическую печать, современные электронные и мультимедийные средства, глобальные и локальные сети обучения. Умение самостоятельно трудится - это качество совершенствуется у студентов в процессе различных форм самостоятельной работы.
Так, на примере дисциплины: «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» самостоятельная работа проводится в процессе учебных занятий и подготовки к ним. Сюда относятся: записи материалов лекций, изучение соответствующей литературы, решение задач, заполнение таблиц, выполнение лабораторных работ, домашних занятий, подготовка к тестам, занятиям, УИРС, контрольным работам, написание рефератов.
К самостоятельному виду работы относятся и модули. В связи с сокращением часов до 100 по дисциплине «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа», реализация модульного обучения предоставляет дополнительные возможности совершенствования учебного процесса, что особенно актуально в последние годы.
Внедрение тестовых заданий по общим темам химической дисциплины позволяет каждому обучаемому индивидуально и самостоятельно работать с модульной системой. При изучении химической дисциплины студенты нашего аграрного ВУЗа пишут рефераты которые являются составной частью одного из разделов модульной программы. При этом, в реферате используется лекционный, лабораторный материал, разделы из учебных пособий, компьютерную информацию.
Таким образом, в целях ориентирование на творческий подход к профессиональной деятельности большое значение должно быть уделено увеличению в курсе аналитической химии объёма самостоятельной работы и усилению научно-исследовательской работы в системе подготовки специалистов.
Необходимо, чтобы у студентов самостоятельная работа вошла в привычку и они научились глубоко проникать в сущность предмета изучения, устанавливать связи и отношения различных областей науки и технике, уметь приходить к основным выводам. Студенту требуется ориентировка, методика и критерии по которым он мог бы оценивать свой труд. Всё это есть в нашей дисциплине, о чём свидетельствует и существующая много лет рейтинг - модульная система обучения.