Якутский государственный университет им. М.К.Аммосова
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 4), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника
Решение вопроса совершенствования фундаментальности образования современных специалистов до сих пор является сложной и дискуссионной задачей. Ясно одно, что банк знаний специалиста должен иметь некоторый фундамент, позволяющий ему состояться как творческой, культурной личности, определить социально-нравственное отношение к окружающему миру, быть способным к саморазвитию, в.т.ч. в области своей профессиональной деятельности. В современных условиях именно специалисты с хорошей фундаментальной подготовкой смогут быстро осваивать новые технологические процессы и творчески решать новые научные, производственные задачи в изменяющихся условиях.
На сегодняшний день фундаментализация знаний осуществляется по трем основным направлениям: а) изменение содержания обучения; б) адаптация этого содержания к профессиональным задачам будущих специалистов; в) профессионализация общетеоретических дисциплин. Сочетание первых двух направлений ведет к поиску оптимального соотношения фундаментального и специального в подготовке современного специалиста.
Общепризнано, что химия относится к числу дисциплин, составляющих фундамент технического и естественнонаучного образования и теоретического мышления специалистов. Вместе с тем огромный объем знаний, накопленный химией сегодня делает задачу обучения необычайно трудной. В существующих условиях единственный путь решения проблемы - интенсификация процесса обучения на основе исключения элементарного, дублирующего среднюю школу материала, приближение уровня изложения к действительному содержанию химии как науки, глубокого структурирования программ, использования современных достижений в технологии обучения.
Чтобы курс химических дисциплин имел право называться фундаментальным, он должен обладать рядом особенностей. Прежде всего структурой, логикой и методом изложения. Он должен отличаться от школьного курса химии, воспитывающего лишь эмпирический тип мышления. Вместе с тем, он должен опираться и на полученные в школе знания, а не начинать все с нуля.
Преподавание курса органической химии в университете ведется на технических, биологических, химических и медицинских факультетах. При этом программы этих курсов не всегда связаны с теми практическими задачами, которые обязан решать будущий специалист.
В отличие от упрощенного понимания профилизации как расширения одного раздела дисциплины за счет других, мы рассматриваем проектирование профессиональной ориентации учебного предмета как выявление фундаментального ядра знаний, которые включает сведения о языке, свойствах объектов, явлений, процессов и алгоритмов решения целевых задач данной учебной дисциплины. Курс органической химии высшей школы можно разделить на четыре части: основы органической химии (номенклатура органических соединений, пространственное строение органических соединений, электронные эффекты в органических соединениях, кислотность и основность органических соединений), механизмы органических реакций (радикальные, электрофильные, нуклеофильные), особенности химического поведения высокомолекулярных соединений, профильная часть органической химии (для разных специальностей разная). Эти сведения в систематизированном и структурно-упорядоченном виде излагаются в лекционном курсе органической химии, построенной на основе раскрытия кинетики органических реакций. Фундаментальная подготовка также включает обучающие и контролирующие задачи, формирующие умения студентов применять эти сведения к специальным вопросам, которые определяются областью и видами профессиональной деятельности выпускника с учетом требований квалификационной характеристики. Роль преподавателя в формировании таких умений состоит не только в том, чтобы все знания и умения передать студенту в готовом виде, но и в том, чтобы создать такую объектно-процессуальную среду, в которой каждый студент самостоятельно сможет достичь поставленных целей.