Калужский Филиал Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А.Тимирязева Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 4), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника В течение многих столетий математика является неотъемлемым элементом системы образования во всем мире. Объесняется это уникальной способностью учебного предмета “математика” в формировании личности. Образовательный, воспитательный и развивающий потенциал математики огромен. Математическая образованность – это подсистема общей образованности студентов. Изучение математики способствует не только накоплению определённой системы знаний, умений и навыков, но и развитию интеллектуальной сферы учащихся, формированию различных способов мышления. Математическое образование следует рассматривать как важнейшую составляющую в системе фундаментальной подготовкой современного экономиста. Целью такой подготовки становится готовность студента к непрерывному самообразованию и практическому применению математических знаний. В процессе изучения математики студенты овладевают такими приёмами и методами мышления, как индукция и дедукция, анализ и синтез, обобщение и конкретизация, классификация и систематизация. Умение формулировать, обосновывать и доказывать суждения развивает логическое мышление. Средствами математики развиваются волевые качества личности, настойчивость и целеустремлёность, познавательная активность и самостоятельность, дисциплинированность. Воспитание научного мировоззрения является одной из основных задач высшей школы, и в решение этой задачи каждый предмет вносит свой особый и неповторимый вклад. Математика имеет огромные возможности для показа мощи научных методов в познании окружающего мира, выявления значения абстрактного мышления в научных и практических вопросах. Сближение преподавания математики с нуждами других дисциплин даёт широкие возможности для демонстрации места математики и её понятий в познании человеком природы и общественных явлений. Важнейшим показателем результативности учебного процесса должно быть “интенсивное умственное развитие всех обучаемых, их непрерывное проникновение в сущность изучаемых предметов, процессов и явлений, возрастание познавательных интересов, стремление к углублению своих знаний и формированию диалектического мышления ”. Согласно требованиям авторов теории активизации учебного процесса ставится задача ввести в содержание обучения формирования навыков творческой деятельности, разработку системы проблемных задач по учебным предметам, решение которых студентами будет содействовать развитию у них творческого мышления, познавательной самостоятельности. Основными чертами творческой деятельности, которые следует стремиться прививать студентам в процессе преподавания математики в вузе, является: самостоятельный перенос знаний и навыков в новую ситуацию; видение новой проблемы в знакомой ситуации; видение новой функции объекта; нахождения различных способов решения проблемы. Таким образом, математика обучает, воспитывает, развивает подрастающее поколение, готовит его к продолжению образования в рамках профессиональной высшей школы. Осознавая роль математики в профессиональной подготовке экономиста-менеджера, следует отметить снижение уровня естественно научной и математической подготовки. Так, У. Мнессимер, вице-президент одной из крупнейших корпораций США “United Technologies” , отмечает, что “если учесть, что на математике и естественных дисциплинах базируется развитие технологии, то снижение знаний в области указанных наук может поставить под угрозу перспективы экономического развития страны”. Главный вывод, содержащийся докладе национальной комиссии США по преподаванию математики и естестественных наук в 21в., направленном президенту США 27 сентября 2000 г. и озаглавленном “Пока не слишком поздно”, таков: ”… будущее благосостояние нашего государства и народа зависит не только от того, насколько хорошо мы обучаем наших детей в целом, но именно от того, насколько хорошо мы обучаем их математике и естественным наукам… успехи нашей молодежи в математике и естественных науках недостаточны, чтобы обеспечить ее будущее”. Неудовлетворительная оценка российского высшего образования стала доминирующей среди профессионалов. Академик О.И. Ларичев в 2001 г. отмечал, что “качество образования стремительно ухудшается” и через 7-10 лет “уровень образования станет просто несопоставимым с зарубежным”. В концепции модернизации российского образования на 2000-2010 г. подчёркивается: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной прочих сферах. Усиление социальной и гуманитарной ориентированности образования, расширение и конкретизация его социального и культурного контекста. Практическая ориентация и инструментальная направленность образования”. В фокусе образования оказалось методологическая подготовка студента по каждой дисциплине и прежде всего – по фундаментальным. Особое значение начинают приобретать не только прочность и глубина, но и востребованость фундамента, на котором выстраивается профессиональная подготовка. Решая вопросы совершенствования профессионального образования и такой его важной составляющей как математическое образование будущих специалистов необходимо исходить из объективно существующего факта чрезвычайной динамичности системы “наука – образование - производство”. Будущие специалисты должны обладать умениями и профессеональной мобильностью – оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения в практической и научной деятельности, общественной практики в целом. Это станет возможно, если вуз вооружит выпускника общей интегральной (междисциплинарной) методологией профессиональной деятельности, т.е. подготовит его как специалиста – методолога, умеющего востребовать и использовать “аппарат” каждой отдельной дисциплины в интегративной (междисциплинарной) связи с другими, как средство решения задач (проблем) в познавательной и профессиональной деятельности. Повышение качества подготовки специалистов, призванных решать задачи, связанные с функционированием отдельных сфер жизни общества, требует в современных условиях от обучаемых не только овладения определённым содержанием образования, но и развития у них таких личностных качеств и черт характера, как сила воли, ответственность за свои поступки, способность отстаивать свои взгляды и убеждения. Научные знания – это еще не все, что необходимо современному человеку, чтобы успешно социализироваться, на смену знаниевой парадигмы образования приходит культурологический личностно – ориентированный подход, нацеленный на развитие творческой составляющей каждого человека. По мнению В.С.Библера: ”Передача современных знаний, развитие культуры мышления, нравственной культуры – это совсем иные задачи. Не готовые знания, умения, навыки, но культура их формирования и изменения, трансформации, преобразования – вот чем должен обладать выпускник нашей школы ”, выпускник любого образовательного учреждения. Одна из ведущих характеристик человека с высокой культурой – это способность к непрерывному самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Между тем, признано, что изучение математики способствует развитию способности к интеллектуальной и творческой деятельности, к восприятию и переработке новой информации, влияет на развитие личностных и профессионально значимых качеств будущих специалистов, позволяющих ему самореализоваться в сфере будущей профессиональной деятельности, то есть является средством повышения общего уровня образованности личности.
Литература: 1. Бокарева Г.А. Совершенствования системы профессиональной подготовки студентов.Калининград, 1985 г. 2. Гнеденко Б.В. “Математическое образования в вузах” – М.: Высшая школа, 1981 г. 3. Кустов Ю.И. “Профессионализация математического образования”. Самара, 2004 г.
|