Октябрьский филиал Современной Гуманитарной Академии Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2005 год, Том 2, выпуск 3), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. Посмотреть титульный лист сборника В практике работы с трудными подростками, в научных исследованиях, а также при диагностике состояний и свойств личности при психологической экспертизе обычно используются различные методы: наблюдение, беседа, естественный эксперимент, биографический анализ, изучение продуктов деятельности, тестирование, социометрия и т.д. Однако в большинстве случаев имеет место изолированное использование отдельных методов, т.е. переоценка одних и неоправданное игнорирование других, что нарушает требование комплексного подхода к изучению личности. Часто единственным методом выступает наблюдение, которое, в силу присущих ему ограничений, не обеспечивает полноты и объективности в оценке личности подростка и не может служить достаточным обоснованием программы его коррекции в процессе перевоспитания. Не разработаны пути использования в практике работы с подростками естественного эксперимента. Фактически полностью исключен из практики работы с трудными подростками лабораторный эксперимент, необходимый для точной диагностики психологических и психофизиологических свойств личности (особенно при обследовании акцентуированных и психопатических личностей, при необходимости определения типа нервной системы и т.д.). В практику вернулось психологическое тестирование, однако преимущественно в целях научных исследований и судебно-психологической экспертизы. Применение личностных и интеллектуальных тестов требует высокого профессионализма как в использовании, так и в интерпретации тестовых данных (так как тесты не обладают высокими прогностическими возможностями), а также сочетания тестовых обследований с другими методами психологического изучения личности, что фактически отсутствует в практике работы с трудными подростками. Результаты применения тестов зависят: от конкретного состояния подростка в момент обследования, обусловленного множеством объективных и субъективных факторов; от уровня развития подростка; от его отношения к экспериментатору и условий общения и т.п. Зачастую не учитываются возрастные, интеллектуальные, социально-психологические, мотивационные черты личности подростков, применяются неадаптированные к этим особенностям тесты, что приводит к серьезным ошибкам в диагностике (например, в определении соответствия умственного развития возрасту, отнесение к категории дебильности и т.д.) и дискредитации психологического обследования в целом. Это становится особенно очевидным при неадекватной интерпретации результатов интеллектуального тестирования (по Векслеру, Бине-Симону и др.), приводящей к неразличению педагогической запущенности и природных дефектов, так как указанные и многие другие тесты базируются на концепции врожденности, биологической обусловленности психологических свойств личности (6,153). Для получения полных, достоверных и практически значимых результатов психологического обследования трудных подростков необходимо как квалифицированное и методологически правильно обоснованное применение личностных и интеллектуальных тестов в отношении подростков, так и использование их в комплексе с другими методами. В частности, только сочетание адекватно подобранных тестов с анализом мотивационно-целевой, операционной структуры деятельности подростка и ее объективных результатов может обеспечить правильную оценку содержания и причин противоправного поведения. Правильно подобранный и умело использованный комплекс методов изучения личности обеспечивает также создание полной и объективной психолого-педагогической характеристики подростка, которая становится не просто формальным документом, а подлинной программой индивидуального подхода и коррекции формирующейся личности. Такая характеристика должна включать: биографические сведения о подростке, содержание совершенных асоциальных поступков, оценку уровня интеллектуального развития (качеств мышления, речи, восприятия, памяти, внимания, воображения), эмоционально-волевой сферы, свойств темперамента и характера, направленности, способностей (общих и специальных), социальной роли подростка в структуре формальных и неформальных групп. Все отмеченные психологические свойства подростка должны получить качественную оценку. Также следует дать оценку соотношения положительных и отрицательных проявлений и перспектив их дальнейшего изменения и развития. Без этого невозможно правильно определить степень педагогической запущенности и социальной деградации подростка, а также конкретные пути его перевоспитания (6, 154). Следующей проблемой является то, что подростки, имеющие опыт столкновения с представителями закона в ситуации экспертизы дают социально-одобряемые ответы. Проблема социальной желательности ответов является одной из центральных при исследовании феномена девиантного поведения. В случае если специалист не учитывает данный аспект, приходится сталкиваться с тем фактом, что в заключении психолога отмечаются противоречивые характеристики правонарушителя. Соответственно, достоверность психологической экспертизы сводится к нулю. Существует несколько наиболее часто используемых способов борьбы с искажениями, которые привносит феномен социальной желательности ответов. Первый способ – это использование шкал лжи, например в распространенном личностном опроснике Г. Айзенка или MMPI. При повышении показателей выше определенных на данной выборке результаты психодиагностики считаются недостоверными и не используются. Второй способ – это использование так называемых шкал коррекции, показатели по которым связаны с корректирующими коэффициентами по отдельным шкалам, как например в MMPI или СОП. Третий способ – это переформулировка утверждений опросника или вопросов интервью, таким образом, чтобы деактуализировать установку на социальную желательность (формулировки в сослагательном наклонении, перенесение излагаемой ситуации в прошлое, отнесение ее к другим людям) (3, 2).Примерами подобных методик являются СОП, тест Розенцвейга, методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда. Отвечая не искренне, на его взгляд в соответствии с нормами и правилами принятыми и одобряемыми социальнам окружением, подросток тем самым демонстрирует , во – первых, осведомленность о существовании социальной нормы, во – вторых, отсутстствие своего отношения к действительности. Последнее, в свою очередь свидетельствует о низком уровне социальной адаптации подростков-правонарушителей. В качестве примера приведем результаты исследования 116 делинквентных подростка с применением теста Розенцвейга и методики исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда. Исходя из полученных данных можно сделать вывод что несмотря на стремление испытуемых отвечать «правильно», не анализируя внешние и внутренние свойства, переживания участников социальной ситуации их ответы в сравнении с нормативными явились неверными. Проводя иссдедования внутригрупповых отношений делинквентных подростков психолог, практикующий в специальных учебно – воспитательных учреждениях для несоверношеннолетних правонарушителей, не должен игнорировать тот факт, что влияние криминальной субкультуры препятствует получению объективной картины (4,75). Пирожков В,Ф, рассматривает следующие причины по которым возможны искажения в результате использования социометрии, референтометрии, опросников : 1.Исследователи затрудняются в выборе действенных критериев, поскольку, связанные круговой порукой и различными атрибутами уголовной среды, ее нормами и ценностями, криминальные группы не допускают проникновения «чужих» в законы и правила внутригрупповых отношений. 2. Социометрические измерения проводятся чаще всего в то время, когда преступная группа уже изолирована правоохранительными органами. В этом случае ретроспективное социометрическое обследование не имеет прогностической ценности. 3. Лишение свободы и другие правоограничения являются таким мощным психотравмирующим фактором, который выбивает человека из привычной колеи, не давая ему никаких реальных перспектив (возникает ситуация фрустрации). 4. несовершеннолетним и молодым правонарушителям нередко свойственно бравировать своими криминальными похождениями, той особой ролью, которую они якобы играли в преступной группе. Это можно рассматривать как акт отчаяния в состоянии фрустрации 5. члены группы нередко стремятся вступить с исследователем в «игру», определяя свои цели в ней. Поэтому исследователь измеряет не объективное состояние отношений, а то, что ему навязывают обследуемые. 6. Социометрические измерения искажаются ещё и потому, что в преступной среде существует взаимное стойкое отвержение членами одной группы подростков из другой группы, если эти группы находятся во враждебных отношениях. Автор предлагает исследователям свободную от перечисленных недостатков методику пространственно – знаковой социометрии, которая является развитием ранее предложенной пространственной социометрии. Она основана на факте существующей в преступной среде стратификации ( распределении членов группы на социальной иерархической лестнице ) и поддержания в их отношениях строгой субординации в соответствии с занимаемой позицией, исполняемыми ролью и функциями в группе (5, 103).
Список использованной литературы: 1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1980. 324 с. 2. Васильев В.Л. Юридическая психология. – 4-е из. Доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2002. – 640 с. 3. Орел А.Н.Проблемы измерения психологических характеристик девиантного поведения. Стендовый доклад. Вологда. Центр гуманитарных исследований и консультирования «Развитие» 4. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодёжи ( криминальная субкультура ) – Тверь. 1994. 5. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. Психология подростковой преступности – кн. 1-я; - М.: «Ось-89», 1998. – 304 с. Издание учебное. ( Юридическая психология ). 6. Юридическая психология. А..М.Бандурка, С.П.Бочарова, Е.В.Землянская. Харьков, 2002, с. 532 – 597.
|