Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Проблемы и перспективы современной науки» (выпуск 1), под редакцией проф., д.м.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Балльно-рейтинговая система – это комплекс определённых расчётов и положений, в котором все результаты контролируемых видов деятельности студентов при изучении дисциплины в целом или её части (модуля) оцениваются в количественных единицах (баллах).
Работа в балльно-рейтинговом регламенте – важный элемент внутривузовской системы обеспечения и контроля (формирования компетентности) качества подго-товки специалистов. Цель этой системы: формирование у студентов необходимой мотивации своей успеваемости, активизация их учебной деятельности, повышение их ответственности путем планомерной, систематической работы над учебным материалом.
Основу балльно-рейтинговой системы составляет условно принятая единица (100 баллов) за всю дисциплину или часть дисциплины (модуль, семестр). На основе этой условной единицы – матрицы – ассистент формирует количественную оценку контролируемых видов деятельности студентов.
К контролируемым видам учебной деятельности (работы) относятся: лекции, практические, семинарские занятия, решения тестовых композиций различных уровней, решение ситуационных задач, написание историй болезни (амбулаторных карт), рефератов, освоение практических навыков и других видов учебной дея-тельности студентов.
Уровень усвоения учебной программы оценивается по общепринятой шкале: 70-80 баллов – «удовлетворительно», 81-90 – «хорошо», 91-100 – «отлично». Мини-мальный допустимый уровень усвоения учебной программы дисциплины или её части (модуля) составляет 70 баллов. При наборе за семестр (80) 70 баллов и более студент может быть аттестован, получить зачёт. При количестве баллов по дисциплине более 96 студент может быть освобождён от сдачи экзамена. Неудовлетвори-тельная оценка по любому контролируемому виду учебной деятельности требует отработки и не может быть зачтена при суммировании баллов.
Кафедра вводит штрафные баллы и определяет их размер за неудовлетворительное выполнение контролируемых видов деятельности, непосещение учебных заня-тий без уважительных причин, опоздания на занятия и др. Кафедра знакомит студентов с положением о балльно-рейтинговой системы в начале семестра.
Приведём пример рейтингового расчёта на 7 семестре. На этом семестре на кафедре ортопедической стоматологии учебным планом предусмотрено проведение 17 занятий, в том числе 4 лекции и 13 практических.
Стоимость одной лекции постоянна и составляет 1 (один) балл. Следовательно, при уровне усвоения учебной программы (УУУП) 70 баллов на практические за-нятия (ПЗ) остаются 70-4=66 баллов, а при УУУП 100 баллов на ПЗ остаются 100-4=96 баллов.
Стоимость одного ПЗ при УУУП 70 (минимальн.) составит 66:13=5,0 балла, а при УУУП 100 (максимальн.) – 96:13=7,4.
Разница между максимальным и минимальным УУУП составит 2,4 балла, а в процентном отношении между 100% и 70% =30%. Стоимость одного процента со-ставит 2,4:30=0,08 балла.
В результате несложных математических расчётов получаем: при УУУП в 70-80%, что соответствует оценке «удовлетворительно», стоимость ПЗ колеблется в пределах от 5,0 до 5,8 баллов; 81-90% – 5,88-6,68 баллов; 91-100% – 6,76-7,56 баллов.
В зависимости от сложности выполняемого вида деятельности студента, аудиторной активности и качества усвоения темы контролируемые виды деятельности ведётся расчёт (обязательные) и дополнительные
1. решение тестов исходного уровня для определения исходного уровня знаний студента:
удовлетворительно – 70-80% – 5,0
хорошо – 81-90% – 5,88
отлично – 91-100% – 6,76
2. решение тестовых заданий для контроля усвоения темы
удовлетворительно – 70-80% – 5,4
хорошо – 81-90% – 6,28
отлично – 91-100% – 7,16
3. решение ситуационных задач
удовлетворительно – 70-80% – 5,8
хорошо – 81-90% – 6,68
отлично – 91-100% – 7,56
Дополнительные баллы:
4. за клинический или лабораторный этап
знает – 5,0 балла
навыки – 7,2 балла
умеет – 8,0 балла
5. реферат – 7,2 баллов
6. выступление с докладом на практическом занятии – 7,6
7. выступление с докладом на итоговой научной студенческой конференции факультета
I место – 10; II место – 7; III место – 6 баллов.
8. выступление с докладом на итоговой конференции института
I место – 14; II место – 12; III место – 10 баллов.
9. ответы на вопросы по ходу проведения клинического приёма – 5 баллов за 1 правильный ответ.
Чтобы вывести окончательную оценку (балл) за практическое занятие или за семестр необходимо сложить все полученные баллы, отнять штрафные баллы, и раз-делить на виды деятельности 3 (обязательные) и дополнительные, если студент их выполнил, отнять штрафные баллы.
Например, студент на 1+2+3 учебные виды деятельности получил соответственно 5,88+5,4+7,56 = 18,84, написал реферат (7,2) и имеет навык выполнения клини-ческого этапа (7,2 балла на уровне навыков). Общий балл – 33,24 : 5 = 6,65, что соответствует оценке «хорошо».
Компетентность по отдельным видам деятельности
1. Решение тестов исходного уровня
удовлетворительно – 5,0 – 70-80%
хорошо – 5,88 – 81-90%
отлично – 6,76 – 91-100%
2. Решение тестов контроля усвоения
удовлетворительно – 5,4 – 70-80%
хорошо – 6,28
отлично – 7,16
3. Решение ситуационных задач
удовлетворительно – 5,8
хорошо – 6,68
отлично – 7,56 – 91-100%
Дополнительные баллы
4. За клинический или лабораторный этап
знает – 5,0 балла
навыки – 7,2 балла
умеет – 8,0 балла
Делить на 3. Делить на все виды учебной деятельности.
5. Реферат – 7,2
6. Выступление с докладом на практическом занятии – 7,6
7. Выступление на итоговой научной студенческой конференции факультета – 3,0
8. Выступление на итоговой научной студенческой конференции института – 5
9. Призовое место на конференции факультета – 5,0 – I место – 5.
10. Призовое место на конференции института – 7,0 – III место.
Стоимость одного практического занятия (11) составляет 55:11=5 баллов. Для оценки удовлетворительно – 5; для оценки хорошо – 5,8; отлично – 6,5, которые можно распределить по каждому виду учебной деятельности:
2.1. решение тестов для определения исходного уровня знаний на занятии
удовлетворительно – 1,0
хорошо – 1,2
отлично – 1,4
2.2. решение тестов для контроля усвоения
удовлетворительно – 1,4
хорошо – 1,6
отлично – 1,8
2.3. решение ситуационных задач
удовлетворительно – 2,0
хорошо – 2,2
отлично – 2,4
2.4. практические навыки на уровне знаний – 0,5 баллов
удовлетворительно (знает) – 0,6 балла
хорошо (навыки) – 1,0 балла
отлично (умеет) – 1,2 балла
Таким образом, студенты могут быть объективно оценены на каждом занятии, по крайней мере, трижды, что способствует успешному внедрению в учебный процесс бально-рейтинговой системы. Кроме того, студенты могут получить на занятии дополнительные баллы за доклады, подготовленные ими по разбираемой тематике. Это создает у учащихся мотивацию на углубленную домашнюю подготовку и активное участие в занятиях.
По нашему мнению внедрение балльно-рейтинговой системы создает благоприятные предпосылки для решения насущных задач высшего профессионального образования по активному освоению студентами современными профессиональными компетентностями.